Активы и пассивы

Подпишись на нас:

Бизнес — это в первую очередь прибыль и управление денежными потоками. Для того чтобы добиться успеха в бизнесе, предпринимателю необходимо стать финансово грамотным и научиться понимать соответствующие слова и цифры. Нужно знать азы бухгалтерии, уметь читать баланс и финансовые отчеты.

Однако в этой главе мы несколько отвлечемся от бухгалтерских понятий и воспользуемся понятиями, которые применяют Роберт К. Кийосаки и Шерон Л. Лекстер. Они пишут в книге «Руководство Богатого Папы по инвестированию»:

«Актив кладет деньги в твой карман».

«Пассив вынимает деньги из твоего кармана».

Приведем еще одну цитату из другой книги этих же авторов («Квадрант денежного потока»):

«В сущности, единственной вещью, которая представляет актив или пассив, являешься ты сам, так именно ты делаешь золото активом и ты же можешь сделать его пассивом. Вот почему так важно финансовое образование. Я видел много людей, которые приобретали прекрасный бизнес или какую-нибудь недвижимость и превращали все это в финансовый кошмар. Многие люди делают то же самое и со своей личной жизнью. Они берут с трудом заработанные деньги и создают пожизненные финансовые пассивы».

В этой большой цитате кроется очень важная мысль: сам предприниматель является активом или пассивом в своем бизнесе.

Рассмотрим на одном примере, что это означает.

Итак, согласно бухгалтерскому учету, в состав активов включаются основные средства, материалы и товары на складе (оборотные средства), другое имущество фирмы, а также денежные средства (в кассе и на счете) и дебиторская задолженность.

Рассмотрим, что собою представляет имущество фирмы. Мы не будем касаться вопросов, собственное это имущество или оно образовано за счет долгов, а также исключим из рассмотрения денежные средства и задолженности, считая, что все денежные средства уже вложены в оборотные средства, а дебиторская задолженность (долги бизнесу от третьих лиц) и кредиторская задолженность (долги бизнеса перед третьими лицами) примерно равны.

Тогда имущество фирмы и будет тем вложенным в бизнес капиталом, на который образуется прибыль. Вспомним, что годовая прибыль в размере 20% от инвестированного капитала считается неплохим результатом.

Посмотрим, как участвует имущество в образовании прибыли. Фирма имеет следующее имущество: автомобиль для обслуживания офиса, мебель, оргтехнику (телефонная станция, множительные аппараты, компьютеры и др.), а также товары на складе и складское оборудование.

Как это имущество работает?

Прежде всего, в образовании прибыли участвует товарный запас совместно со. складским оборудованием. Это — активная часть имущества. (Мы исключили из рассмотрения деньги, но будем иметь в виду, что деньги представляют собою абсолютно ликвидные средства и только от самого предпринимателя зависит, будут ли они активом или превратятся в пассив.) Что еще может быть активной частью имущества?

Мебель в демонстрационном зале, стенды с образцами, телефонная станция и телефакс (поскольку 90% заказов на фирму поступает по телефону и телефаксу), часть оргтехники и часть компьютеризированной системы управления, о которой мы говорили в главе 27. Поскольку система была избыточной, то значительная часть ее возможностей не использовалась. Можно считать, что вся остальная часть имущества (автомобиль, суперсовременная техника, вся бытовая и офисная техника руководства и централизованных служб, цветные принтеры и др.) была пассивом, т. е. не использовалась в образовании прибыли.

Никто не спорит, это могут быть и нужные вещи, особенно, если очень хочется так думать. Речь идет о том, что все они практически представляют собой пассив, который постоянно вытягивает деньги из кармана бизнеса. Поэтому нужно стремиться к тому, чтобы такая пассивная часть «активов» бизнеса была меньше по размерам и меньше бы вытягивала денег из кармана бизнеса, а значит, и предпринимателя. Повторим еще раз. По бухгалтерскому учету все имущество фирмы является «активом». Однако часть имущества приносит прибыль, т. е. является активной частью «активов», а другая часть имущества постоянно вытягивает деньги из бизнеса (например, на содержание, на ремонт и др.) и является пассивной частью «активов». Чем больше активная часть «активов», тем выше прибыль, и чем больше пассивная часть, тем больше она вытянет денег из бизнеса, т. е. тем больше прибыли она съест. В дальнейшем мы отойдем от бухгалтерских понятий и будем называть активную часть «активов» просто активами и, соответственно, пассивную часть — просто пассивами.

Из сказанного выше мы можем сделать очень важный вывод. Пассивы — совсем не безобидная штука. Они не просто не приносят прибыли, они — съедают часть прибыли.

Вернемся еще раз к компьютеризированной системе управления. Если система создана для того чтобы удивить знакомых и коллег, то она и будет выполнять такую функцию. Но не безвозмездно. Она постоянно будет вытягивать деньги из бизнеса, если, конечно, предприниматель не продает билеты на демонстрационные сеансы этой системы. Поэтому все имущество, приобретенное «для удивления», будет пассивом.

Если же эта система позволяет обслужить больше покупателей и будет приносить тем самым доход, то она становится активом.

Рассмотрим понятия активов и пассивов на примере складского запаса, приведенного в табл. 47.1, но добавим в нее еще одну колонку табл. 52.1).


Для простоты предположим, что принята одинаковая наценка для всех товаров. Совсем не сложно сделать и точный расчет, но он не меняет сути. Суть состоит в том, что фактическое состояние товарного запаса (средняя колонка) свидетельствует о наличии излишков товаров групп № 3 и № 4 и о недостатке товаров групп № 1 и № 2. Если бы фактические запасы товаров в точности соответствовали бы доле каждой группы в образованном доходе, то можно было бы говорить, что товарный запас оптимален и позволяет извлекать максимальный доход. В рассматриваемом нами случае фирма недополучает доход из-за нехватки товаров групп № 1 и № 2 и в то же время имеет излишки товаров (крайняя правая колонка), которые не работают и не приносят прибыль. Это и логично: сколько бы мы ни завозили товаров из группы № 4, больше, чем 5% дохода, они дать не могут. (Отметим, что если подсчитать, во что обходится обработка и хранение товаров этой группы, то окажется, что от них нет никакого дохода).

Итак, на основании данных этой таблицы мы можем сделать вывод, что товарный запас, который отнесен нами к активам (как это и делается по правилам бухгалтерского учета), на все 100% таковым не является. Вот почему управление закупками и финансами так важно — фактически это управление активами бизнеса. Вот почему сам предприниматель и является активом или пассивом: только от него зависит, сколько денег окажутся выведенными из оборота и омертвятся в неликвидах или излишках. И никто не виноват, что он выпустил из своих рук управление финансами.

В нашем случае получается, что 34% всех средств, заключенных в товарном запасе, являются пассивом и не работают на бизнес. Более того, они тянут деньги из бизнеса. Здесь не проходит поговорка: «Запас карман не тянет» или, как любят говорить закупщики: «Все равно продастся». Тянет, да еще как. Каждый месяц за каждый квадратный метр складской площади уплачивается арендная плата, в том числе и за те метры, на которых без движения лежат неликвиды. Никто не хочет думать о том, что себестоимость неликвидов все время возрастает на величину уплачиваемой за их хранение арендной платы. Поэтому продажа неликвидов по ценам прайс-листа (и по этим-то ценам продать очень трудно) — мероприятие всегда убыточное. Доход в размере 5% получается только потому, что так нам нравится считать — мы перекладываем понесенные убытки на тот товар, который приносит прибыль.

Чтобы понять, о каких суммах идет речь, рассмотрим конкретный пример с торговой фирмой. Пусть товарный запас выражается в закупочных ценах и составляет 8 млн. руб., что при объеме продаж, равном 5,5 млн. руб., соответствует почти двухмесячному запасу. В этом случае излишки и неликвиды составляют почти 3 млн. руб. (334%). Для такой фирмы это очень большие деньги.
Может быть, у других ситуация совсем иная? В это трудно поверить, если товарный запас формируется не из доходности, а по ассортименту. Дело, в конце концов, не в какой-то конкретной цифре, а в принципиальном подходе.

Капитал фирмы совершенно по-разному работает на прибыль. Пассивы тоже нужны и полностью избежать их невозможно. Капитал в бизнесе будет работать настолько эффективно, насколько предприниматель заботится об активах. Уже неоднократно упоминавшаяся прибыль в размере 20% на вложенный капитал есть величина интегральная. Она учитывает и пассивы и активы. Малый бизнес — занятие рискованное, но он может обеспечивать более высокую прибыль, чем крупный бизнес. Все зависит от самого предпринимателя: как и на что он тратит деньги.

Вернемся к нашей торговой фирме, которая имеет следующие данные. Товарный запас — 8 млн. руб. Остальное имущество — 1,6 млн. руб.

Таким образом, инвестированный капитал составляет 9,6 млн. руб. Годовая прибыль — 1,92 млн. руб. (220% от инвестированного капитала).

Предприниматель посчитал, что ездить на том автомобиле, который есть, просто не солидно и фирме необходимо приобрести хороший дорогой автомобиль стоимостью 1,73 млн. руб., на что и расходуется часть полученной прибыли.

Совершенно очевидно, что если автомобиль обслуживает в основном офис и предпринимателя, а почти все покупатели фирмы (около 90%) расположены в других городах, то приобретение такого автомобиля ни на рубль не увеличит объемы продаж и прибыль.

В этом случае инвестированный капитал станет равным 11,23 млн. руб. (к капиталу 9,6 млн. руб. нужно прибавить стоимость нового автомобиля и вычесть средства, полученные от реализации старого), а прибыль останется прежней и равной 1,92 млн. руб. Здесь все расчеты округлены и не учитываются налоги, как не влияющие на суть рассматриваемой проблемы.

В новой ситуации капитал будет работать с рентабельностью 17,1% вместо прежних 20%, т. е. будет работать хуже за счет увеличения пассивной части.

Было бы неверно говорить, что не следует покупать дорогие автомобили. В конце концов, предприниматель может считать это для себя очень важным и, кто знает, может быть ради этого он и создал свой бизнес. Автомобиль здесь — лишь пример. Важно другое — увеличение пассивной части капитала приводит к тому, что бизнес становится менее конкурентоспособным.

Представим теперь, что вместо приобретения дорогого автомобиля предприниматель решил ту же самую сумму инвестировать в свой бизнес и направил ее на пополнение товарных запасов групп № 1 и № 2.

В этом случае можно ожидать, что объем продаж в группе № 1 увеличится на 20%, а в группе № 2 — на 14%, что приведет к увеличению объема продаж до 7,34 млн. рублей в месяц. При принятой наценке это даст прибыль в размере 2,88 млн. рублей в год.

Таким образом, вложенный капитал стал работать гораздо более эффективно с рентабельностью 25,4%. Это и дало такое приращение прибыли.

Одни и те же деньги могут быть вложены в активы и пассивы с совершенно разным результатом — ведь между рентабельностью 17,1% и 25,4% огромная разница.

Не правда ли, сам предприниматель и есть либо актив в своем бизнесе, либо пассив?


Следующее: Стратегическая группа

Предыдущее: Стратегическая группа
ПОДЕЛИСЬ!


Подпишись на нас, чтобы ничего не пропустить: