АНАТОМИЯ ЗВУКА

 АНАТОМИЯ ЗВУКАЕсли у любого мало-мальского уважающего себя любителя электронной музыки с не  менее чем десятилетним стажем спросить про Coldcut, чаще всего можно услышать уважительные отзывы и увидеть округленные от восторга глаза.

Оно и неудивительно - ведь одним из известнейших и заметнейших независимых европейских электронных лейблов сейчас является британская формация Ninja Tune, которая уже около двух десятилетий доказывает свою незаменимость в мире экспериментальной электроники, а также генерирует идеи, которые поначалу считаются новаторскими, но по истечению нескольких лет становятся классикой авангарда. Понятия Ninja Tune и Coldcut неразрывно связаны, и вот почему.

Основателем лейбла являются бывший преподаватель искусств Джонатан Мор и программист Мэтт Блэк. Они сотрудничают с середины восьмидесятых, с момента рождения эйсид-хауса. Именно эти двое создали на тогда еще пиратской радиостанции Kiss FM авторскую программу Solid Steel Show, которая и по сей день считается влиятельнейшим диджейским радиошоу мира . Но работать с чужими песнями преисполненным амбициями Мору и Джонатану со временем поднадоело. Потому и был создан совместный музыкальный проект, начальной целью которого было написание ремиксов на произведения других исполнителей.Все дело в том, что их ремиксы очень мало чем напоминали оригиналы. Переработке подвергалось все - структура композиций, исходные сэмплы и лупы, которые потом реаранжировались, обрабатывались и лишь в таком виде использовались в ремиксе.

Такой новаторский подход, как водится, был принят британской публикой с восторгом. Сами того не подозревая, Coldcut смогли добиться того, что их ремиксы на Yazz, Lisa Stansfield и некоторых других исполнителей заняли верхние строчки в хит-парадах Великобритании. Более того - в 1990 году Coldcut неожиданно были названы продюсерами года. И, немыслимый прорыв для электронной группы того времени, их дебютный альбом What's That Noise стал «серебряным». Казалось, что Coldcut не упустят своего шанса стать благополучной и разбалованной вниманием музыкального бомонда группой. Но этого так и не случилось...

Первым лейблом, на котором начали издаваться Coldcut, стал еще независимый в то время Big Life, видевший в новой музыкальной формации лишь топливо, помогающее в погоне за благополучием. А когда Big Life был приобретен Polygram, мэйджоровское отношение к Coldcut только ужесточилось. Огорченные Coldcut подмахивают контракт с Aristo, но ситуация повторяется - новый издатель отрицает кардинальное новаторство и цепляется за неактуальный к тому времени саунд.

Устав от психологической войны, Мэтт и Джонатан решились на создание собственного лейбла. Тем более, что название уже было готово - во время гастролей по Японии им в руки попалась детская книжка про японских тайных бойцов ниндзя, которые мастерски скрываются от врага и исчезают на пустом месте. В миру это совершенно обычные люди, и никто не знает, что скрывается под их обыденной личиной. Именно эта книга и натолкнула их на мысль о создании собственного лейбла, основными принципами которого являлись бы анонимность, профессионализм и новаторство как в музыке, так и в околомузыкальной сфере. Лейбл назвали Ninja Tune, и вскоре он начал функционировать.

Вскоре известность снова пришла, но уже теперь к лейблу Ninja Tune - после издания серии дисков Jazz Breaks, которая представляла собой микстуру из сбивок, лупов, латинских ритмов, сем-плов, записанных со старых пластинок, элементов даба и хип-хопа. Но Ninja Tune - это не только Coldcut. На лейбле прописались много талантливых музыкантов: Herbaliser, London Funk Allstars, Funki Porcini, Kid Koala, DJ Vadim, Up, Bustle & Out, Amon Tobin и многие другие. Но самое важное то, что отношения у Мэтта и Джонатана со всеми этими коллективами и людьми ни в коем случае не напоминают отношения между издателем и музыкантом. Прежде всего, это отношения одной команды, которая стремится к общей цели. Но вернемся к Coldcut.

В январе 1997 года, после почти трехлетнего молчания, Coldcut издают свой следующий сингл Atomic Moog 2000. Творческий перерыв был вызван немалым количеством организационных дел в связи с неожиданно быстрым развитием Ninja Tune. Все это время Мэтт и Джонатан собирали интересные семплы, экспериментировали со звуком, видео и генерировали идеи, которые в сентябре 1997 года вылились в полноформатный альбом Let Us Play. Но чуть раньше этого появился революционный сингл More Beats & Pieces, посвященный десятилетию выхода сингла Coldcut «Beats & Pieces». Это очень необычный релиз. Было отпечатано тридцать винилов с одинаковым аудиоматериалом, которые Coldcut распространили среди музыкантов/диджеев, пишущихся на Ninja Tune, для того чтобы те сделали с этим материалом все, что захотят. Свой подход Coldcut решили спроецировать на других членов Ninja Tune. Это Tortoise из Чикаго, Kid Koala из Канады, Strictly Kev, DJ Food, Ollie, The Herbaliser (очень показательно, что Coldcut обратились к людям, которых уважают, а не к тем, кто продается большими тиражами).

Это нечто такое, чего нельзя добиться другими способами.Альбом Let Us Play инкапсулирует основную идею Ninja Tune - zentertainment, разворачивающего все понятия и мысли, рожденные Coldcut за время своего существования. Музыка на альбоме дополняется новаторским использованием визуальных эффектов, которые есть результатом долгого сотрудничества Coldcut c Hex Multimedia. Let Us Play - это CD-ROM, на котором, кроме стандартных треков, записано несколько видеороликов Coldcut, набор образовательных программ Ninja Knowledge, а также игрушка-самоделка для начинающих семпл-комбинаторов My Little Funkit с трямя банками лупов. Все эти программулины позволяют пользователю самому создавать ремиксы на композиции Coldcut. Еще CD-ROM содержит информационный архив Infobone, где хранится биография, история Coldcut и Ninja Tune и философские взгляды.

Не поленитесь, вчитайтесь в следующие фразы - и вы поймете, что Мор и Блэк крайне непростые музыканты.

«Будь независимым, будь активным, создавай музыку, будь катализатором новых форм выражения! Объединяй людей, не будь аполитичным, разрабатывай новые музыкальные средства! Работай для того, чтобы жить, а не для того, чтобы есть! Экспериментируй с новыми структурами! Считайся примером альтернативной ментальности, прокладывай новые пути для творчества!..» «Нужно стремиться к тому, чтобы люди стали меньше потреблять и больше создавать сами. Практически вся Европа и Америка - это наглядные примеры общества потребителей. Мало кто заботится о самовыражении. Мы хотим сделать все возможное для того, чтобы хоть горстка людей отвлеклась от бесконечного использования чужих ресурсов и с любовью и удовольствием занялась собственным творчеством...»

Например, в треке «Return To Margin» Coldcut использовали луп электронного синтетического бульканья. В этом тоже есть своя мелодика, нужно лишь уметь ее увидеть и правильно подать. Вот что Coldcut думают о традиционной музыке, в частности о роке.
«Нам кажется, что основное отличие той музыки, о которой мы говорим, и, например, рока, в том, что мы больше всего заинтересованы в звуках. Как-то раз мы смотрели по телевизору концерт в Glastonbury. Множество рок-команд играло на сцене свою музыку, но она не тронула нас. Произошло это потому, что звук всех этих команд не был интересным, он практически не меняется вот уже несколько десятилетий. Конечно, если у команды есть супердинамика вокала, необыкновенный перформанс и чудесные тексты, все это способно как-то компенсировать недостаток новизны саунда. Но когда это просто слова, просто вокал, просто барабаны и просто гитара -становится скучно».

Следующей работой, которая была издана Coldcut, явилась аудио-визуальная комбинация Timber, вышедшая в феврале 1998 года. Timber - это не только аудио или видео. Это синтез музыки и визуальных картин, которые сплетаются воедино для достижения максимальной полноты передачи всех мыслей, вложенных в работу. Идея синтеза выразительных средств разрабатывается Coldcut уже очень давно. Специально для этого совместно с музыкантами/диджеями Hexstatic было разработано специальное программное обеспечение VJamm, которое позволяет с помощью MIDI-клавиатуры и специальной видеокарты для компьютера оперировать с кусочками видео так, как диджей или музыкант оперирует с фрагментами звука. Эта программа широко используется Coldcut на «живых» концертах в клубах.

После Let Us Play вышел великолепный альбом ремиксов Let Us Replay, по достоинству оцененный прежде всего диджейским сообществом. После этого  события Джонатан Мор и Мэтт Блэк пропали из видимости на восемь лет, углубившись в тонкости управления бурно развивающимся Ninja Tune и периодически гастролируя по миру. И вот больше года назад они появляются на поверхности с неожиданным альбомом Sound Mirrors, на котором впервые за 20 лет существования представляют нашему вниманию настоящие песни, а не набор авангардных треков. Музыка также претерпела изменения - она стала более мелодичной, чуть более предсказуемой, что продиктовано песенной структурой композиций альбома. И это не есть плохо, это - признак прогресса Coldcut как музыкантов.

Сейчас Coldcut активно гастролируют по всему миру, забросив работу в студии и радиошоу Solid Steel. Они не меняются - годы затишья, затем мощный прорыв с очередной противоречивой идеей, затем снова в никуда. Да, это не по законам шоу-бизнеса. Но этот-стиль жизни этих двух безумных повелителей звука.