Аномалии развития

Специально проводимыми научными исследованиями многолетними клиническими наблюдениями установлено, чтo одной из главных причин, вызывающих либо способствующих неправильному развитию умственных способностей детей и их психической деятельности вообще, являются инфекции, различного рода соматические заболевания, интоксикации, психические травмы, ушибы головы и ряд других факторов, отрицательно влияющих на общее развитие центральной нервной системы.

Имеет огромное значение и то обстоятельство, что в период внутриутробного развития, когда плод представляет собою неотъемлемую часть материнского организма, он так или иначе, но всегда реагирует на все то, что угрожает здоровью и благополучию матери. При этом в ряде случаев даже реагирует более глубоко, так как то, что может проходить бесследно для взрослого, способно вызывать значительные изменения в организме ребенка, приводя к физическим уродствам, недоразвитию головного мозга и другим патологическим явлениям. Наиболее выраженными пороками развития головного мозга являются анэнцефалии, представляющие собою редкие случаи недоразвития полушарий головного мозга, дисплазии, образцами которых являются микроцефалии, сопровождающиеся значительным уменьшением размеров головного мозга, и т. д. Средние показатели веса мозга микроцефалов колеблются между 400 и 150 граммами вместо среднего веса мозга взрослого человека 1375 граммов.

В специальной медицинской литературе описан вес мозга доношенного ребенка, который едва достигал 19 граммов.

Анализ наблюдаемых при микроцефалии патологических изменений в психической деятельности представляет собой значительный интерес не только в практическом отношении. Изучая динамику взглядов на происхождение микроцефалии, можно проследить всю сложность изменений во взглядах и на более широкие области мозговой патологии.

Ученый Карл Фохт, так же как и некоторые другие буржуазные исследователи, утверждал, что микроцефалы по строению черепа и мозга представляют собой своеобразный возврат к низшему типу, от которого в свое время произошел человек.

Против подобных теорий выступал профессор Монаков, справедливо полагавший, что первопричину микроцефалии следует видеть не в атавизме, а в патологических изменениях в зародышевой ткани, возникающих при отрицательно влияющих на нее факторах. Свою точку зрения ученый подтверждал многочисленными научными исследованиями и наблюдениями.

Не менее убедительно против атавистических теорий микроцефалии возражал и известный русский психиатр С. С. Корсаков, представивший классическое описание психических изменений при микроцефалии у известной в медицинской литературе Машуты, находившейся на протяжении многих лет в психиатрической клинике Московского университета.

Примерами физических уродств в результате неправильного внутриутробного развития плода могут служить такие случаи.

В 1936 году родились близнецы, названные Ирой и Галей, у которых были отдельные головы и общее тельце с единой системой кровообращения. Девочки прожили 1 год и 23 дня.

В 1950 году в одном из родильных домов Москвы родились девочки-близнецы. Они имеют раздельные торсы и обособленные нервные системы. Таз и нижняя часть живота у них общие. Способом к самостоятельному передвижению, чему девочки научились с большим трудом, служат две ножки, из которых одна, согласно иннервации, соответствует как бы одной девочке, вторая — другой. Что касается умственных способностей детей, то они развиваются вполне нормально. Девочки успешно проходят курс школьного обучения, хорошо рисуют, занимаются рукоделием, посильным для них трудом, спортом.

Наиболее подвержен влиянию отрицательных факторов организм детей в первые годы их жизни, но и в более старшем возрасте эти факторы имеют большое значение, что в значительной степени объясняется незавершенным развитием центральной нервной системы.

Наглядным примером могут служить общеизвестные наблюдения, что после некоторых заболеваний внутренних органов или инфекционных годовалые дети разучиваются ходить, говорить, утрачивают свой небогатый запас знаний. Более старшие вновь начинают проявлять не свойственную их возрасту беспомощность, требуя ухода и внимания со стороны, как в первые годы жизни.

Чем моложе возраст детей, подвергающихся отрицательным воздействиям, тем глубже поражения и более заметно последующее патологическое развитие. На эти темы читаются популярные лекции, издается специальная литература. Об этом особенно много говорится в женских и детских консультациях. И тем не менее не всеми еще в должной степени уяснено, что заботы о правильном развитии ребенка должны начинаться задолго до его рождения.

Однако, несмотря на все это, еще немало женщин с какой-то удивительной легкомысленностью относятся к этой чрезвычайно важной проблеме, пренебрежение которой по возможным последствиям равносильно преднамеренным преступлениям, причем пострадавшими оказываются сами же виновники этого преступления. Ведь ничто так не угнетает, как наличие в семье умственно неполноценного или больного ребенка.

А сколько мужчин, искренне и горячо жаждущих отцовства, проявляют в этом отношении не меньшее легкомыслие.