Архаичные танцы

Танец (нем. Tanz) — пластическое и ритмическое движение тела как акт искусства. Во времена архаики (VIII-VI века до нашей эры) танец наряду с поэзией и музыкой являлся составной частью хоровой лирики. Центром развития хоровой лирики стала Спарта, где во время праздника гимнопедии (торжеств в память павших героев) обнаженные девушки и юноши демонстрировали свое искусство, сочетая пение, танцы и гимнастические упражнения.

Песнь, сопровождаемая танцем, получила у греков название «гипорхема». Сочинялись гипорхемы в честь Диониса, Артемиды и других богов. Танец являлся также основным атрибутом культов Деметры, Диониса, Аполлона. Например, в мистериях в честь богини Деметры мог принять участие каждый, даже несвободный. Мистерии состояли из торжественных процессий, пения, плясок и созерцания драматических сцен. Классический период Древней Греции (V-IV века до нашей эры) характеризовался особыми условиями для свободного творчества и расцветом трагедии и комедии, где танец играл не последнюю роль. Создатели аттиеской трагедии, Эсхил, Софокл и Еврипид, так трактуют место танца в рамках древнегреческой трагедии: Эсхил рассматривает танец как средство усиления напряженности драматического действия, Софокл — как выражение эмоциональной реакции на разворачивающиеся события, Еврипид использует танец как пантомиму, изображающую чувства и сопровождающую выступление хора. Итак, танец приобретает новые для себя функции — сопровождения речи.

В комедиях танец становится самостоятельным средством выражения разнообразных чувств, в том числе эротических и откровенно сексуальных. Непременной и излюбленной частью комедии был кордак — всеобщий, буйный и разнузданный танец: «Левая нога за правой в пляску просится сама, счастлив я, свищу, ликую, и кряхчу, и хохочу» (Аристофан. «Комедии»). Кроме того, каждая песнь хора сопровождалась плясовым движением — то размеренно хороводным, то буффонным или пантомимическим.

Приведем одну из наиболее подробных классификаций греческого танца, чтобы у читателя сложилось впечатление о масштабах танцевальной культуры древних греков. Эта классификация принадлежит французскому исследователю греческого танца Луи Сешану. Он выделяет: 1) танцы воинстенные — ритуальные и образовательные (например пирриха); 2) танцы культовые умеренные — эммелия, танец покрывал и танец кариатид; 3) танцы оргиастические; 4) танцы общественных празднеств (на них исполнялись разновидности пиррихи и эммелии) и театральные (для трагедии — эммелия, для комедии — кордак, для сатирической драмы — сикканида); 5) танцы в быту (танцы при рождении, танцы свадебные и погребальные, танцы народные, танцы пиршественные).