Общерусский календарь начала XX в. включал в среднем 100 праздничных дней, а в некоторых областях Русского Севера — от 120 до 150, в то время как официальный календарь Российской империи — 94 праздничных дня. К общецерковным праздникам, «царским» дням (празднование дней рождений и тезоименитств императора и императрицы, дня восшествия на престол, коронования) следует прибавить местные праздники: обетные, престольные, дни памяти чтимых местных святых и пр.

В городах Архангельского Севера, жители которых в большинстве своем относились к крестьянскому сословию, отмечали календарные праздники, любили их и представители других слоев общества. В Архангельске место проведения этих праздников было связано с Северной Двиной. Так, крестные ходы направлялись к набережной, на Крещение ряженые купались в проруби в Северной Двине, на Масленицу самые высокие горки устраивались по берегам реки, все народные праздничные гуляния проходили на набережной.



Балами и маскарадами в Архангельске сопровождались новогодние праздники и Святки. Они проводились в зданиях Дворянского собрания, Клубе приказчиков, Коммерческом клубе, Офицерском собрании. Популярны были танцевальные и семейные вечера в Народном доме и Солдатском собрании в Соломбале.

На Святки устраивали маскарады и танцевальные вечера для учащейся молодежи. Об одном из таких вечеров, где гимназисты танцевали и «толкались, как мошкара в болоте», вспоминал один из современников Илья Бражнин. Традиционным был общегородской маскарад в ночь с 1 на 2 января. В здании Дворянского собрания с 9 часов вечера до 3 часов пополуночи 2 января происходил общедоступный маскарад. Регламент каждого костюмированного бала или маскарада заранее тщательно оговаривался и печатался в билетах. Поражала изобретательность их участников и выразительность маскарадных костюмов.

Так, на маскараде 1910г., состоявшемся в архангельском городском театре, внимание очевидцев привлекли костюмы с оригинальными названиями: «Народное богатство», «21-е число», «Обед для бедных на 204 человека», «Архангельский пожарный» (верхом на пожарной бочке) и др. «Народное богатство» — дамский костюм из пакли и соломы с венком из колосьев и васильков, «21-е число» — костюм-шарж на пьяненького архангелогородского чиновника в день получки (21-е число каждого месяца). Костюм «Обед для бедных» был сатирой на благотворительность — маска держала в руке горшочек с кашей, а весь костюм был увешан ложками. Именно этот наряд и получил первый приз. Непременным участником маскарада был костюм домино. В качестве маскарадных костюмов горожане использовали также сохранившуюся старинную одежду, в чести была и ее имитация.

Святочные ряжения устраивались и в уездных городах. Ряженых в городе называли маскированными. В Шенкурске канцелярские, чиновники, мещане толпами ходили по улицам в удивительных маскарадных костюмах тирольцев, цыган, турок, наряжались в сарафаны, крестьянские поддевки, лица разрисовывали пробками, прикрепляли усы. Угощали маскированных водкой и десертом. Деревенские ряженые в город не ездили. В Каргополе молодые ребята переряживались «кому как пришлось, иной, желая разыграть гусара, улана, а чаще казачка, прицепляет к шляпе без полей гусиное перо, надевает казакин, привешивает на бок шпагу или саблю, нередко ржавую и в маске собственной работы отхватывает с каким-нибудь стариком в вывороченном тулупе трепака, барыню или казачка, под звуки не очень стройной с мороза гитары... им весело, костюмы — вещь второстепенная, лишь бы позволил хозяин поплясать, впрочем, наряженные имеют свободный вход почти во все дома».






Следующее: Папка для поздравления как подарок

Предыдущее: Праздники города

Интересное: Рулетики из камбалы




ПОДЕЛИСЬ!