ЧАСТЬ 5. ПРОБЛЕМЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ. ГЛАВА 12. Вступительные речи, вручение и принятие наград

В этой части моей книги мы с вами поговорим о принципах и приемах, которыми можно пользоваться в повседневной жизни - разговариваете ли вы с приятелем или благодарите за присужденную вам награду.

Мы полагаем, что теперь вам предстоит выступать всерьез, не в учебных целях. Такие выступления бывают двух типов: вы либо можете представлять другого оратора, либо выступать самостоятельно. Поэтому мы посвятили одну главу вступительным речам и другую - собственному продолжительному выступлению, в которой рассмотрели все части of вступления до заключения.

Последняя глава посвящена вопросам применения принципов, изложенных в этой книге, в повседневной жизни и в сфере жизни общественной.

ГЛАВА 12. Вступительные речи, вручение и принятие наград

Когда вам предстоит выступать публично, то скорее всего вы будете представлять другого оратора или произносить информативную, развлекательную, убедительную или побудительную речь. Предположим, вы являетесь председателем собрания общественной организации, членом женского клуба или родительского комитета и вам предстоит представить оратора, который будет выступать на вашем собрании. В 13-й главе я дам вам несколько советов по подготовке к продолжительному выступлению, сейчас же мы с вами обсудим вступительные речи или речи по представлению кого-либо. Кроме этого, я расскажу вам о том, как следует принимать или вручать награду.

Джон Мэйсон Браун, писатель и лектор, чьи необычайно интересные вступления собирали огромные аудитории по всей стране, как-то раз беседовал с человеком, которому предстояло представить его слушателям.

«Не волнуйтесь насчет того, что сказать, — сказал мистеру Брауну этот человек. — Расслабьтесь. Я не верю в подготовленные речи. Поверьте. В предварительной подготовке нет ничего хорошего. Она убивает очарование речи, подготовка смертельна для живости изложения. Я просто жду, когда меня на трибуне посетит вдохновение, — и никогда не обманываюсь в своих ожиданиях».

Эти уверенные слова! заставили мистера Брауна ожидать нетривиального интересного вступления, о чем он пишет в своей книге «Я — совершенно обыкновенный человек». Но когда этот человек вышел на трибуну, то публика услышала следующее:

«Джентльмены, прошу минутку внимания. У меня для вас плохие новости. Мы хотели пригласить Исаака Марксона, но он не смог приехать. Он заболел. (Аплодисменты.) Затем мы позвонили сенатору Бледриджу... но он оказался занят. (Аплодисменты.) И наконец мы попытались заполучить для выступления доктора Ллойда Грогана из Канзас-Сити. (Аплодисменты... Но вместо всех этих людей перед вами выступит — Джон Мэйсон Браун. (Молчание.)».

Вспоминая это ужасное представление, мистер Браун философски замечает: «Ну хоть мое имя этот оратор сумел произнести правильно!»

Разумеется, вам понятно, что этот человек, так полагавшийся на вдохновение, не смог бы сделать хуже, даже если бы очень постарался. В своем вступлении он сумел нарушить все обязательства, лежавшие перед ним, как перед оратором, так и перед публикой, которая собралась послушать выступление. Таких обязательств немного, но они очень важны, и удивительно, сколько людей, ведущих собрания и заседания, о них забывает.

Вступительная речь, представляющая оратора, имеет ту же цель, что и представление незнакомого человека друзьям. Вы должны познакомить выступающего с публикой, создать дружелюбную атмосферу и пробудить в слушателях интерес к предстоящему выступлению. Тот, кто говорит: «Вам не придется произносить речь. Ваша задача — только представить оратора», — вводит вас в заблуждение. Нет задачи, к которой относятся с большим пренебрежением, чем к вступлениям, так как их всегда считают маловажными, незначительными и не стараются к ним как следует подготовиться.

Слово «вступление», «интродукция» имеет латинское происхождение. Оно состоит из двух частей: intro — что значит «внутрь», и ducere — что значит «вести». Человек, произносящий вступительную речь, должен ввести нас в курс дела так, чтобы мы захотели услышать предстоящее выступление. Он должен ввести нас в курс дела относительно оратора, показать нам, что оратор имеет право выступать по избранной им теме. Другими словами, произнося вступительную речь, организатор должен «продать» и тему, и оратора.

Вот что должен сделать этот человек. Но что происходит на самом деле? В девяти случаях из десяти он этого не делает. Большинство вступительных речей очень невыразительны, скомканы и практически бесполезны. Их попросту можно было не произносить. Если человек, произносящий вступительную речь, осознает важность стоящей перед ним задачи и отнесется к ней соответственно, то он очень скоро станет записным председателем всяческих собраний и встреч.

Вот несколько предложений, которые помогут вам правильно построить вступительную речь.