Четвертое. ИСПОЛЬЗУЙТЕ КОНКРЕТНЫЕ ЗНАКОМЫЕ СЛОВА. СДЕЛАЙТЕ СВОЮ РЕЧЬ ОБРАЗНОЙ

В процессе привлечения и удержания внимания аудитории, что является главной целью любого оратора, очень важную роль играет один очень простой прием. Но, к сожалению, почти все выступающие почему-то его игнорируют. Средний оратор даже не подозревает о его существовании. Вероятно, он никогда не задумывался над этим. Я имею в виду использование слов для создания образов. Всегда интересно и легко слушать оратора, который умеет нарисовать перед слушателями живые картины. Тот же, кто напускает тумана, говорит непонятно, общими фразами, бесцветными символами, способен лишь усыпить публику.

Образы. Образы. Образы. Они свободны, как воздух, которым мы дышим. Наполните ими свое выступление, свою беседу, и вы сможете увлечь собеседника и оказать на него влияние.

Герберт Спенсер в своем знаменитом эссе «Философия стиля» давным-давно указал на важность лексики, рисующей перед слушателем или читателем живые и яркие картины.

«Человек мыслит не общими местами, а частностями. Мы должны избегать фраз, подобных следующей: «Если поведение, обычаи и забавы нации являются жестокими и варварскими, то и кодекс наказаний должен быть жесток!»

Вместо этого мы должны написать: «Если люди находят удовольствие в сражениях, боях быков и битвах гладиаторов, то они в качестве наказаний изберут повешение, сожжение и дыбу».

Фразы, вызывающие в воображении картины, сплошь и рядом встречаются в Библии, а в шекспировских пьесах их бессчетное множество. Например, посредственный писатель мог бы написать, что предмет может быть лишним, как попытка улучшить совершенное. А как ту же самую мысль выразил Шекспир? Вот его бессмертная образная фраза: «...Позолотить червонец золотой, и навести на лилию белила, и лоск на лед, и надушить фиалку...» («Король Джон», д. 4, сц. 2, пер. Н.Рыковой).

Вы когда-нибудь замечали, что поговорки, которые передаются из поколения в поколение, почти всегда очень образны? «Синица в руках лучше журавля в небе», «Стало накрапывать — ожидай дождя», «Можно загнать лошадь в воду, но пить ее не заставишь». И точно такие же выражения живут веками и уже поблекли от частого употребления — «хитрый, как лиса», «плоский, как блин», «твердый, как скала».

Линкольн постоянно использовал образные выражения. Когда ему надоедали длинные, сложные отчеты, которые грудами скапливались на его рабочем столе в Белом доме, он критиковал их не бесцветными фразами, но метким выражением, которое практически невозможно забыть. «Когда я посылаю человека купить лошадь, — сказал Линкольн, — я не хочу, чтобы он сообщал мне о том, сколько волос в ее хвосте. Я хочу знать только, как она выглядит».

Станьте зорким и внимательным. Старайтесь словами рисовать ментальные картины, которые бы оставались четкими и яркими, как оленьи рога на фоне заката. Например, слово «собака» вызывает в воображении более-менее определенный образ животного — может быть, коккер-спаниеля или шотландского терьера, сенбернара или далматинца. Но насколько более определенным становится этот образ, если оратор произносит слово «бульдог» — все остальные собаки тут же исчезают из вашего воображения. А слова «тигровый бульдог» рисуют еще более определенную картину. Разве не приятнее услышать «черный шотландский пони», чем просто рассуждения о гипотетической «лошади»? Разве слова «белый бентамский Петух с поврежденной ногой» не рисуют перед глазами картину более конкретную, чем просто выражение «домашняя птица»?

В книге «Элементы стиля» Вильям Странк-младший утверждает: «Если бы те, кто изучает искусство литературы, решили выделить самое основное качество, они сошлись бы в одном — самый надежный способ привлечь и удержать внимание читателя — это детальность, определенность и конкретность. Величайшие писатели — Гомер, Данте, Шекспир — добились такого успеха именно потому, что они писали о частностях и не пренебрегали деталями. Их слова рисуют в воображении читателя картины». И это так же справедливо по отношению к публичным выступлениям, как и к литературным произведениям.

Как-то раз на своих занятиях по эффективному общению я решил провести эксперимент по использованию фактического материала. Мы приняли за правило, что в каждом предложении выступающий должен был приводить либо факт, либо имя собственное, либо число, либо дату. Результаты были ошеломительными. Участники семинара постоянно ловили друг друга на общих местах. Но очень скоро туманный, расплывчатый язык, которым они говорили, уступил место живому, образному и яркому языку нормальных людей.

«Абстрактный стиль, — сказал французский философ Ален, — всегда плох. Ваши предложения должны быть наполнены камнями, металлами, креслами, столами, животными, мужчинами и женщинами».

Это совершенно справедливо и в отношении обычной беседы. На самом деле, все, о чем говорилось в этой главе об использовании деталей в публичных выступлениях, применимо и к повседневным разговорам. Детали украшают разговор. Любой, кто хочет стать хорошим собеседником, может добиться успеха, воспользовавшись рекомендациями, приведенными в этой главе. Торговцы также ощутят магическую силу деталей, когда начнут проводить очередную презентацию своих товаров. Мои советы пригодятся администраторам, домохозяйкам и учителям. Используя конкретные фактические детали, они смогут лучше отдавать распоряжения и получать информацию.