Четвертое. ПРИЗЫВАЙТЕ АУДИТОРИЮ К ДЕЙСТВИЮ

Как-то раз мне довелось побеседовать с Джорджем Ф. Джонсоном, выдающимся промышленником и ученым. В то время он был президентом крупной корпорации Эндикотт-Джонсон, Для меня наиболее интересным было узнать, что он являлся искусным оратором, заставлявшим своих слушателей смеяться, а порой и плакать. Люди надолго запоминали его слова.

У мистера Джонсона не было личного кабинета. Он занимал уголок в большом цеху, а его манера держаться была такой же простой, как и его деревянный стол.

«Вы пришли в удачный момент, — сказал он, протягивая мне руку. — Я только что закончил работать. Здесь я набросал то, что собираюсь сказать в заключение своего сегодняшнего выступления перед рабочими».

«Всегда чувствуешь облегчение, когда сумел выстроить план выступления заранее», — сказал я.

«О, нет, я не выстроил план выступления, — сказал мистер Джонсон. — Я просто записал основные положения и то, как мне хотелось бы завершить свою речь».

Мистер Джонсон не был профессиональным оратором. Он никогда не отличался точным подбором слов или изысканным построением фразы. Однако по опыту он знал самый главный секрет успешного публичного, выступления. Он знал, что успех выступления зависит от удачной концовки. Он понимал, что заключительная часть речи подводит итог всему сказанному ранее и должна произвести самое мощное впечатление на слушателей.

Заключение — это наиболее стратегически важная часть любого выступления. Последние слова оратора продолжают звучать в ушах слушателей и после того, как он закончил выступление. Именно их помнят дольше всего. В отличие от мистера Джонсона, новички редко осознают важность заключительной части выступления. Концовки их речей оставляют желать лучшего.

Каковы же наиболее распространенные ошибки? Давайте обсудим некоторые из них и поищем средства для их исправления.

Сначала поговорим о человеке, который заканчивает свое выступление словами: «Вот примерно и все, что я хотел сказать по этому вопросу, поэтому я полагаю, что пришла пора остановиться». Этот оратор пытается завуалировать свою неспособность нормально закончить выступление и поблагодарить публику. Это не концовка. Это ошибка. Она выдает дилетанта. Такое окончание выступления непростительно. Если вы уже сказали все, что хотели, почему бы просто не закончить говорить и не сесть на свое место, не объявляя о завершении. Попробуйте так и поступить, а уж вывод о том, что вы сказали все, что хотели, сделают сами слушатели.

Существуют и такие ораторы, которые уже сказали все, что могли, но не умеют остановиться. Кажется, еще Джош Биллингс советовал людям тянуть быка за хвост, а не за рога, так как хвост будет легче отпустить. Оратор, который не умеет вовремя закончить, подобен человеку, ухватившему быка за рога. Он рад бы отпустить его, но не может найти подходящего убежища. Поэтому он начинает ходить по кругу, повторяя одно и то же и вызывая раздражение слушателей.

Как же преодолеть эти проблемы? Концовку выступления следует продумать заранее? Разве разумно пытаться сделать это, стоя перед слушателями и испытывая стресс от всеобщего внимания? Здравый смысл подсказывает, что гораздо полезнее было бы продумать концовку своей речи заранее, в спокойной обстановке.

Как же подвести свое выступление к эффектной концовке? Вот несколько полезных советов.