День Святой Троицы

День Святой Троицы (через семь недель после Пасхи) — праздник, широко отмечаемый в центральных и южнорусских районах России. Для Архангельского Севера характерен так называемый северный комплекс троицкой обрядности, в котором было распространено украшение домов березками и посещение кладбища. В большинстве деревень Троица отмечалась как церковный праздник. В этот день березы освящали в церкви, украшали ими дома внутри и снаружи ветками березки, на улицах и перед домами ставили и молодые деревца. «Целую березу принесут в церковь на Троицу и там освятят, и домой понесут», «березок срубленных наставят по деревне, как в саду»10. К этому празднику была приурочена стойкая традиция поминания умерших и посещения кладбищ. Если же Троица являлась престольным праздником, то в эту деревню съезжались родственники из других мест, они участвовали в застольях, пели, танцевали и т.п.

Одним из любимых летних праздников, сопровождавшимся многодневными гуляниями, была Святая, или Девята, Пятница, т.е. девятая пятница после Пасхи.

 

В следующее воскресение после Троицы по церковному календарю — память Всех Святых. В этот день празднуется заговенье на Петров пост, или Всесвятское заговенье, называемое также в разных местах России русальным, яишным, крапивным и др. В Архангельском крае этот праздник назывался Заговенье или Петрово Заговенье и был наполнен своеобразными обрядами, связанными с темой брака. В Холмогорском районе «на Петровские заговены борону волочили, все растаскаем у мужиков бороны, чтоб свадеб больше было», в Онежском районе в этот день борону тащили и бросали в воду.

Борона, игравшая главную роль в этих обрядах, в северных районах связывалась со свадьбой. В Лешуконском районе был обычай в Петровское заговенье молодок ловить. «Ходят молодок ловят, кто первый год. Молода прячется, так они вытянут на улицу все равно. Положат палку да полено: шутят, бить будут. Муж и матушка выходят, выкупают, бутылочку, закуску. Молодая поклонится, да скажет: “Спасибо, что не убили”». В д. Койнас бабы ловили молодок, переодевшись охотниками. «Походят девки и бабы в застенках и идут ловить молодок. Средятся как охотниками, личину наложат, древо-кольну палку возьмут, плаху деревянну вытесану и заходят в комнату. Выкуп просят за молодку (уже пойманную. — А.Ф). Муж выкупает или свекрова». В этот праздник во многих местах катали яйца.

Такое разнообразие обрядов, приуроченных к заговенью, не случайно. Петров пост, приходившийся на период летнего солнцестояния, потеснил древние брачные обряды праздника летнего солнцеворота, имевшие когда-то широкое распространение у славян и сохранившиеся на Русском Севере.