Дети не бывают жадными просто так. у детской жадности есть свои причины

Фото из открытых источников

Дорогие мои читатели, сегодня мы поговорим о жадности.

Правильно ли мы понимаем наших детей и причины их поступков? Надеюсь, прочитав эту статью, вам будет легче воспринимать, казалось бы, нежелательные поступки ребенка. А может и не в них дело, а это у нас неправильная реакция? Давайте разбираться.

Почему дети становятся жадными? А откуда берутся жадные взрослые, как этого не допустить и почему важно разрешать ребёнку не делиться?

Все родители хотят, чтобы их дети всегда были вежливыми, хорошо себя вели, делились игрушками как только их попросят, особенно, если у нас появляются младшие в семье. Но чаще всего бывает так, что чем больше мы просим нашего ребёнка делиться, даже называем его жадиной, вырываем у него из рук игрушку и отдаём сыну нашей подруги, который пришёл в гости, чтобы выглядеть вежливыми людьми, отдаем мальчику соседу по площадке, отдаем младшему брату или сестричке, чтобы те перестали плакать, тем сильнее наш ребенок хватается за свою вещь и кричит “это мое”, “не отдам”, плачет, и скандала уже не избежать. Поверьте, дети не бывают жадными просто так. Всему есть свое объяснение. И у детской жадности ест тоже очень много причин.

Итак,

  1. Это возраст. Есть возраст, так называемой, жадности, примерно от 2 до 5 лет, когда у ребёнка появляется ощущение “мое”, ощущение каких-то границ, он начинает пробовать говорить “нет”, “не хочу, “не дам” и это “не дам” он говорит часто и много. В этом возрасте очень важно дать ребенку понимание, что есть его вещи, есть вещи, на которые имеет право только он и он может ими распоряжаться.
  2. Это травматический опыт раннего развития. Примерно до года, когда детки еще совсем маленькие, они не могут заявить о своих желаниях ничем, кроме плача. В этом возрасте формируется чувство безопасности. Чувство того, что в этом мире мне всего хватает. Формируются оно на основании того, что ребенок получает все жизненно необходимые ему вещи: питание, заботу, мамины ручки, удовлетворения своих физических или эмоциональных потребностей. Получает он это по-своему требованию, а не через час, через два и не тогда, когда кричит потому, что хочет кушать, но "у нас - режим, поэтому ты сейчас не ешь". В эти моменты, когда ребенок понимает, что я захотел поесть ー меня покормили, взяли на руки происходит ощущение, что в этом мире мне рады и мне всего хватит. Если в этот период ребенка воспитывали по книгам доктора Спока и было всё по расписанию, у него может сформироваться такое подсознательное отношение к жизни: “Здесь за всё нужно бороться”. В дальнейшем появится жадность и придется достаточно кропотливым путем и своим хорошим примером помогать ребёнку всё-таки поверить, что мир к нему доброжелателен, что его потребности удовлетворяются и ему нечего опасаться кому-то что-то дать, потому что ему всего в этом мире хватит.
  3. Третий момент, когда ребенок действительно может жадничать. Это если вещь ему особенно дорога. Ведь у нас тоже есть вещи, которые ни за что не хочется никому давать, например, любимая бабушкина брошка, какие-то памятные вещи, которые для нас особенно дороги. Значит, точно так же и у наших детей, если который, папа всё время в командировках или мама, например, подарили какую-то мягкую игрушку, естественно, эта вещь ребенку становится особенно ценной и перестаёт быть просто вещью. Он не готов ею делиться и если он будет постарше то, может быть, он это нам объяснит, но когда он ещё совсем маленький, мы должны сами уловить эту связь. Это игрушка подарена бабушкой, которая его очень любит, или это подарил папа, которого он очень ждёт.

    Обратите внимание: Мечты сбываются! Это правда!.

    Поэтому ребёнок, не потому, что он жадина, не потому что он плохо воспитан, а потому, что ему это дорого и он хочет это оставить для себя и не готов этой вещью делиться. Это нужно уважать и принимать.
  4. Это страх, что вещь могут отнять и потом её не вернуть. Очень часто, если ребёнок даже поделится, допустим, с младшими братьями или сестрами происходит, что ребёнку на просьбу вернуть вещь, отвечают: ” Ну что ты жадничаешь, он же только начал играть”. А ведь это его вещь и он имеет полное право её попросить назад. И если ему не отдают, когда он просит свою вещь, то она перестает быть его.
  5. Этот опыт того что у тебя могут взять вещь, ты можешь ее дать, но потом тебе могут эту вещь долго не возвращать.

Допустим ребенок дал соседскому мальчику велосипед покататься, а ему его вернули в конце прогулки, когда он уже не нужен. Вот это понимание, что я могу отдать но не факт что мне потом вернут и я потеряю ощущение, что это моё, может потом очень долго заставлять ребёнка не делиться. И наша задача в этот момент очень хорошо прослеживать, чтобы если ребёнок просит назад свою вещь, мы должны сказать другому ребенку: “Мы были рады с тобой поделиться, но сейчас уже мы тоже хотим поиграть”

6. Если родители постоянно заставляют ребёнка делиться и отнимают у него вещь силой. Если мы заставляем кого-то что-то делать, мы лишаем человека выбора. Если мы лишаем человека выбора, то он естественным путем будет сопротивляться столько, пока у него хватит сил и поэтому вот все вот эти моменты “отдай”,” тебе что ー не стыдно”, “ты что ー жадина?” особенно, если мы обзываем его и говорим ему, что он плохой ー какой стимул у него есть для того чтобы нам показать что он не жадина? Угрозами и обидами не мотивируют. Так мы можем только сломать личность, которая в последствии, если она всё-таки сдастся, не сможет говорить “нет” никому и будет отдавать всё всем и всегда, что тоже не очень хорошо.

7. Если в семье нет примера того, как делятся чем-то родители. Бывает такая странная ситуация, когда родители очень хотят чтобы их дети следовали каким-то правилам, но при этом забывают, что дети воспринимают от нас информацию не столько на словах, сколько наследуя наш пример. Когда ребенок ощущает, что дать кому-то что-то ー это радость, увидеть как другому человеку хорошо, увидеть как твои вещи могут сделать кого-то счастливым ー это пример, который передаётся от старшего к младшему и очень важно чтобы в семье это присутствовало. Потому что, если родители всеми силами всё стягивают в дом и никому ничего не дают, ребёнок это видит, понимает и у него будет примерно такие же причины не делиться.

Фото из открытых источников

Постарайтесь отследить какие из этих причин присутствуют в вашем ребёнке и понять стоит ли сейчас что-то делать или, если это возрастные причины, нужно расслабиться и просто помочь маленькому человеку грамотно выстроить свои взаимоотношения с этим миром.

Так что же делать, если мы увидели, что наш ребенок жадничает? Как помочь ему вырасти не жадным, щедрым, хорошим человеком, который умеет давать, но в то же время умеет отстаивать своё и не обижается, если не дают ему?

  1. Необходимо помочь ребенку выстроить свои границы, грамотное ощущение “моё”, ценности своих вещей и, соответственно, ценности других. Потому что это неотъемлемых понятия.
  2. Следующий момент, который помогает ребёнку делиться ー это дать ему выбор делиться или не делиться своей вещью. “Хорошо бы поделиться, но это твоя вещь и ничего страшного не произойдёт, если ты не поделишься”.

Мы забываем, что делятся от избытка, а не от недостатка. Если человек испытывает постоянный внутренний дефицит, именно внутренний, он никогда не сможет спокойно поделиться. Внутренний дефицит возникает от того, что в детстве не было ощущения “это мое”. Поэтому никогда не заставляйте ребёнка делиться своими вещами. Невозможно так привить щедрость. Позвольте ему ощутить что такое стать полным обладателем своих вещей, чтобы вот этот страх, что у меня заберут, страх, что я не хозяин чего-то, что мне надо постоянно оберегать свои вещи, у него пропал. "Ты можешь отказать, если тебя просят, если тебе сейчас это вещь нужна". И когда я захочу, мне это вернут назад - это еще одно важное условие. Если ребенок поделился, а потом говорит: “Отдай мне”, то надо отдать потому, что это, действительно, его вещь.

Если ваш ребёнок говорит “нет”, не впадайте в паническое состояние, помните, что он имеет на это право и, помогая отстаивать это право, вы отстаивая его границы, помогаете ему не только почувствовать свои, но и в будущем не переступать чужие.

Фото из открытых источников

Я же желаю вам, чтобы у вас всё получилось и вы с удовольствием наблюдали этапы взросления вашего ребенка.

Пишите, дорогие читатели, оставляйте свои комментарии, ставьте лайк, если понравилась статья и подписывайтесь на канал

#жадный ребенок #воспитание детей #жадность #детская психология

Еще по теме здесь: Психология.

Источник: Дети не бывают жадными просто так. у детской жадности есть свои причины.