Дорога вокруг горного массива Аннапурна

Дорога вокруг горного массива Аннапурна

Пешеходный маршрут вокруг горного массива Аннапурна в Непале долгие годы считался одним из Красивейших в мире. Теперь сюда проложена автодорога, и вместе с техническим прогрессом на высокогорье пришли конфликты.

Долина сужается, превращаясь в глубокое ущелье, в котором грохочет река Кали-Гандаки. Наверху вдоль края пропасти узкой лентой вьется дорога. Водители жмут на газ, чтобы не увязнуть в грязи. Автобусы кренятся на ухабах, и тогда пассажирам открывается вид на страшную бездну. Здесь никто не хочет задерживаться без особой нужды.

Именно в этой части Непала, к северу от деревни Марпха, Баларам провел большую часть своей жизни. Семь лет месил пыль и грязь, ворочая каменные глыбы и вытесывая из них блоки. Ночами он спал в пещере, завесив вход брезентом. А днем снова копал землю, мешал бетон, закладывал взрывчатку — и дослужился до бригадира. Вместе со своей бригадой он прокладывал новую автодорогу, невзирая на смертельный риск. Эта стройка унесла жизни 34 человек — люди гибли, сорвавшись в реку или угодив под камнепад.

Наконец в 2009 году 82-километровая дорога, соединяющая деревни Бени и Джомсом, была открыта. Горная трасса пересекает два административных округа на высоте от 830 до 2720 метров, неизменно следуя вдоль русла Кали-Гандаки. Эта река бушует на дне самого глубокого ущелья в мире, зажатого между горами-восьмитысячниками Аннапурной и Дхаулагири.

Через год закончены последние работы и 27-летний Баларам возвращается домой. Он неплохо заработал. Теперь он хочет найти себе жену. А что станет с новой дорогой, ему не интересно.

пожалуй, ни одно дорожное строительство в Гималаях не вызывало столько споров. Эту трассу и дорогой-то назвать трудно — узкая ухабистая грунтовка, на которую после ливней часто сходят оползни.

Однако местные жители возлагают на новую автодорогу большие надежды: проще будет привозить товары и продукты, цены снизятся, да и до городских врачей можно будет добраться быстрее.

Впрочем, у дороги есть и противники. Они опасаются, что трасса отпугнет туристов, которые приезжают полюбоваться красотами этого дикого края. Что отели останутся без постояльцев, а магазины — без покупателей. И действительно, как только строительство дороги закончилось, в газетах, блогах, на интернет-форумах любители тренинга забили тревогу. Их вердикт звучит жестко: самый красивый пешеходный маршрут в мире разрушен навсегда.

«Раньше у нас каждую ночь останавливалось от 50 до 20о туристов, — говорит Тулачан, владелец пансиона «Прем Пасад» в деревне Калапа-ни.— А в разгар сезона свободных номеров не было вообще!» Теперь номера пустуют, хотя качество обслуживания в пансионе превосходное: свежие полотенца, леденцы на подушках и даже тапочки для ванной комнаты. Тулачан уверен, что тем, кто тратит по 2500 евро на тре-кинг вокруг Аннапурны, плата за такой  комфорт вполне по карману. «Новая дорога принесла больше проблем, чем пользы», — уверен пятидесятилетний хозяин пансиона.

Раньше путешественники преодолевали весь путь пешком. Они ночевали, завтракали и покупали все необходимое в Калапани, прежде чем выдвинуться от перевала Торонг-Ла в долину. Теперь они просто проезжают мимо Калапани на джипах и автобусах. Зачем идти пешком, когда можно ехать на джипе?

Хорошо еще, что Тулачан, пока «Прем Пасад» процветал, сумел отложить денег и купил себе автобус на 40 мест. «Раз уж люди едут мимо Калапани, то я хотя бы буду их перевозить»,—говорит он.

Другие владельцы пансионов тоже обзавелись автобусами. А самые дальновидные покупают грузовики, экскаваторы и бульдозеры. Да и гостиничный бизнес скоро снова станет прибыльным, убежден Тулачан. Вот только постояльцы будут уже другие — любители велотуризма и ралли по бездорожью. Тулачан, например, ждет сейчас группу из 26 итальянцев, путешествующих на квадроциклах. К тому же ряды туристов теперь пополнят непальцы на мотоциклах. А они за свой короткий отпуск тратят куда больше прижимистых европейцев, которые цедят весь вечер одну кружку пива. И, в отличие от них, непальских мотоциклистов нисколько не смущает, что их отпуск будет «приправлен» запахом солярки.

Кстати, самих жителей Гималаев глобализация ничуть не расстраивает: во многие деревни в районах Мьягди и Мустанга проведено электричество, на крышах установлены спутниковые тарелки, а когда какой-нибудь пастух играет на флейте, его мелодию можно принять за рингтон мобильного телефона.

Оторванность от мира ощущается только на другом берегу реки. На окраине села Калапани — деревянный указатель над пенящейся Кали-Гандаки: «Пешеходная тропа». Песчаная дорожка ведет через сосновый и кедровый лес. На кустах облепихи блестят спелые ягоды, под сенью ореховых деревьев царит прохлада. Внизу, в долине, крестьяне веками возделывают поля, выращивая кукурузу, пшеницу и сою. К 2015 году южнее Кали-Гандаки проложат параллельную тропу, потому что люди хотят путешествовать по долине вдали от дорог и моторов.

27-летняя Дилу Тулачан из того же клана, что и владелец пансиона. Ьще недавно она вместе с мужем и двумя детьми жила в 200 километрах отсюда - в Катманду, столице Непала. Как и многие молодые пары, они переехали туда, чтобы дать детям хорошее образование. Но потом умерла свекровь, оставив в наследство гостевой дом «Лотос», и семья Тулачан вернулась в родной город Ту куче. «Лотос» находится неподалеку от того луга, где в 1950 году переводили дух перед восхождением французские альпинисты, первыми покорившие Аннапурну.

Путь от индийской границы до Кали-Гандаки французская экспедиция преодолела тогда за три недели. Альпинисты шли пешком, ведь в то время в Непале не было ни дорог, ни машин. Лишь в 1953 Г0ДУ в стране построили первую дорогу, которая связала Катманду с провинцией. Сегодня каждый второй житель Непала живет в полудне пути от ближайшей дороги. Но у правительства страны еще более амбициозные цели — к 20з6 году каждый горец сможет своим ходом добраться до ближайшей дороги максимум за четыре часа.

«Новая дорога очень облегчила нам жизнь», — говорит Дилу Тулачан. Теперь она может вывозить фрукты на рынок в Покхару. Раньше Дилу платила носильщикам по 20 рупий за доставку килограмма абрикосов или яблок. Теперь «транспортные расходы» снизились в четыре раза. «Поэтому,— рассказывает Тулачан, —соседи обленились. Раньше они выходили из дому в пять утра, чтобы к девяти часам добраться до рынка. Сейчас все ждут автобуса, а если он не приходит - так и остаются сидеть на обочине».

Если же дорогу между Джомсомом и Бени закрывают из-за оползней, жизнь вообще останавливается: почти все жители продали своих ослов и лошадей.

АННАПУРНА - ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ индуистской богини плодородия. На южной стороне горного массива дует муссон, принося с собой обильные дожди. Живительная влага превратила этот регион в один из самых плодородных во всем Непале. А вот на северных склонах, куда муссону не добраться, даже во влажный сезон очень мало дождей. Поэтому в Джомсоме, административном центре Мустанга, от туч пыли, которую поднимают автобусы, джипы и тракторы, слезятся глаза.

Раньше Джомсом был ничем не приметной точкой на карте, и туристы, шедшие по кольцевому пешему маршруту вокруг Аннапурны, здесь вообще не останавливались. Сейчас в местном отеле «Маджести» у шведского стола толпятся уо индусов. Не привыкшие к высокогорью и холоду, они кашляют от нехватки кислорода и напяливают на себя свитера, куртки, шапки и перчатки, чтобы не замерзнуть.

Индусы хотят поскорее уехать в Муктинатх, центр паломничества в Гималаях, где можно очистить карму и избавиться от грехов. Теперь, когда до Муктинатха ходят автобусы, паломников стало в разы больше: уже в 2009 году там побывали 15 ооо последователей индуизма и буддизма. Главная святыня Муктинатха — пагода бога Вишну, перед которой толпятся последователи его культа: босые, годами не стригшиеся, они кутаются в одеяла, позируя за деньги туристам с фотоаппаратами и видеокамерами. Перед тем как расползтись по своим норам вокруг храма, они делят деньги, заработанные за день. Большинство из них дошли до Муктинатха пешком, это очищает карму.

Но назад они хотят поехать на автобусе. Битком набившись в салон, они направятся в сторону долины.

Возле главных ворот храма работает магазин. Покупателей встречает приветливой улыбкой Риту Лама Гурунг, 17-летняя девушка в льняном одеянии буддийских монахинь. Она продает воду, лимонад, шоколадные батончики и орехи — все эти продукты привозят в Муктинагх на автобусе. На соседних полках - религиозные атрибуты для тех, кто решил купить их в последний момент: венки, шарфы, рис, бананы и кокосы. Индусы — отличные клиенты, говорит Риту: «Их деньги пригодятся для нужд монастыря. Поэтому я очень рада новой дороге».

Скоро начнут хорошо зарабатывать и жители бывшего королевства Мустанг. До 1992 года в этот район, расположенный к северу от Джомсома, был запрещен въезд иностранным туристам. Сейчас туристские группы могут за большие деньги посетить и эти территории, насильственно присоединенные к Непалу в XVIII веке.

В 2001 году к Ло Млнтангу, древней столице Мустанга, провели дорогу со стороны Тибета. Это вызывает недовольство правительства Непала, так как по этому пути в страну попадают дешевые китайские товары. Поэтому новую дорогу, соединившую Бени с Джомсомом, протянут еще на 50 километров до Ло Мантанга. Тогда весь Непал соединится автодорогой с Тибетом.

На границе будут продавать шарфы из кашемира и одеяла из кулу - тонкого ячьего волоса. Паломникам откроется прямой путь к горе Кайлас, священной для последователей четырех религий - индуизма, буддизма, джайнизма и бон. Им уже не придется добираться до Тибета кружным путем через Катманду — путешествие за просветлением сократится на несколько дней.

В «Плане дальнейшего развития Мустанга» предусмотрено даже строительство  «шоссе  Кали-Гандакие. Через го лет оно должно стать главным транспортным звеном, связывающим Индию и Китай. Но для начала этот проект нужно запустить. А когда дорога действительно будет готова? В Гималаях на этот вопрос ответить сложно: здесь постоянно случаются землетрясения, камнепады и оползни. Вероятно, и строительство дороги от Бени до Джомсома никогда не будет по-настоящему завершено.

GEO №3 2012