Этап 2. Проведите «ревизию» своих внутренних реакций на это событие

Не забывайте, что ваши действия должны касаться большинства или всех пяти внутренних факторов, каждый из которых был разобран и обсужден в соответствующей главе. Используйте приведенные ниже вопросы для стимулирования своей мыслительной деятельности.

Анализируя событие, описанное вами при выполнении этапа 1, ответьте на вопросы:

1.   На кого вы возлагаете ответственность или вину за это событие? Где находится ваш локус контроля?

Например, первая группа вопросов, которые я адресовал Ронде, была такова: «На кого вы возлагаете ответственность за это событие?», «Был ли у вас действительно выбор в ваши двенадцать лет, садиться или не садиться в машину?», «Знали ли вы и могли ли знать, что случится потом?», «Разве изнасилования начались по вашей вине?», «Разве вами вызвана болезнь отца и всех прочих негодяев, с которыми он водился?». Из ее ответа понятно, что она возлагала всю вину на себя.

Я еще ни разу не встречал того, кто сам организовал бы собственное изнасилование или сексуальное домогательство, поэтому абсолютно уверен, что ответами Ронды на все эти вопросы должно быть решительное «Нет!». Но, опять же, здесь мы смотрим на дело с иной точки зрения, чем двенадцатилетняя девочка, которая находилась под полным контролем своего отца.

Следующий вопрос, также связанный с понятием ответственности: «Кто решил, что вы должны реагировать на событие, сказав себе эти ужасные вещи?» Поскольку никто не может предположить, что такая реакция пришла извне, ответ Ронды должен быть: «Я сама».

Следующий вопрос: «Была ли ситуация вам подвластна?»

Этот вопрос касается ответственности и чувства стыда. Вы будете поражены, узнав, сколько людей винят себе за события, в которых они были всего лишь жертвой, и ни в коем случае не преступником. Кроме того, многие семьи отчаянно стараются навсегда вычеркнуть подобные случаи из семейной истории, поэтому часто считают эгоистом того, кто старается обнародовать их или каким-то иным образом прояснить.

Примените эти вопросы о локусе контроля к своему собственному событию и запишите ответы. Внимание: не старайтесь писать то, что, по вашему теперешнему разумению, вы должны были сказать. Легко представить себе, каким должен быть правильный или желаемый ответ.

Пишите о том, о чем вы действительно думаете, когда остаетесь наедине и живете с этим наиболее важным событием. Вы не можете изменить то, чего не признаете, поэтому в этом случае можно быть честным с собой. Что вы действительно думаете об ответственности за свое событие?

2. Какими были интонация и содержание вашего внутреннего диалога с того момента? Отразили ли ваши разговоры с самим собой в реальном времени, на «нормальной скорости», которые вы ведете ежедневно, те изменения, которые произошли внутри вас и связаны с этим событием?

Когда вы размышляете о том событии? Что вы говорите самому себе в те моменты, когда не думаете непосредственно об этом событии, но оно заставляет вас испытывать чувство вины и стыд?

Как можно предположить из ответов Ронды, многие жертвы сексуального насилия рассказывают, что сначала не воспринимают, или не разрешают себе воспринимать то, что происходит. Некоторые поначалу думали, что удостоились просто особого внимания, и только с последующим развитием событий стали подозревать более серьезные причины. Некоторые понимают, что сглупили по своей наивности. Другие намеренно начинают придумывать всевозможные объяснения, защищающие своего насильника, особенно если это член их семьи.

Например, девочка, подвергшаяся насилию со стороны мужчины — члена семьи, может внушить себе, что это была случайность или знак особого расположения. Если ваше событие аналогично тому, что произошло с Рондой, или совершенно другое, вопросы могут быть похожими: «Каким было ваше восприятие собственного поведения?», «Как вы воспринимали намерения или поведение другого участника ситуации?», «ЧТО вы говорите себе о тех событиях сегодня?», «Насколько ваша реакция и те ярлыки, которые вы навесили на себя после события, определяют вашу уверенность в себе и стиль общения с окружающим миром?». Например, когда у вас возникают проблемы в отношениях с сегодняшним партнером, обзываете ли вы себя оскорбительными прозвищами, потому что чувствуете собственную «ущербность»?

В любом случае, если негативный внутренний диалог кажется вам результатом того события, запишите этот диалог. Причем нужно понимать, что внутренний диалог не обязательно посвящен этому конкретному событию. Он может быть пропитан сомнениями и вопросами, оставшимися от этого самого «ядовитого» события. Если случай пошатнул вашу веру в себя, даже если сегодняшнее проявление этого неверия не носит конкретной связи с источником, такие воспоминания чрезвычайно важны.

3. Какие ярлыки вы навесили на себя в результате того события?

Как следствие того события, что вы стали говорить сами о себе? Ронда обнаружила, что начала использовать в отношении себя такие ярлыки, как «грязная», «шлюха», «нечего предложить миру», «стыдно» и «вещь, которую можно использовать для удовольствия».

Подумайте, не употребляете ли вы в отношении себя подобных ярлыков, которые являются следствием какого-либо конкретного события. Просмотрите те свои ярлыки, которые записали в соответствующей главе, добавьте туда что-нибудь или возьмите что-нибудь из того списка. Вам могут прийти в голову другие собственные ярлыки, которые вы вспомнили. Запишите их.

4. Какие пленки возникли в результате того события, или к каким пленкам оно что-то добавило?

В результате того, чему вы «научились», идя на поводу у этого события, выработались ли у вас какие-либо автоматические, бездумные реакции, которые предписывают и диктуют ваши действия в конкретной ситуации? Если вы подозреваете, что в самых стрессовых ситуациях конкретная пленка вмешивается и предрекает провал, не является ли она результатом того события, которое мы сейчас рассматриваем?

Например, Ронда призналась, что ожидала насилия от любого мужчины, с которым знакомилась. У нее сложился комплект пленок о мужчинах, взаимоотношениях с ними, полных стыда перед интимной близостью. Как только возникала вероятность интимной связи, ей сразу же хотелось отвергнуть ухаживания.

Вот пример одной из таких пленок Ронды: «Мужчины — свиньи: их интересует только, чтобы я согласилась на уговоры, а потом они растопчут и унизят меня.

Я в ловушке до конца жизни». Проведите исследование ожидаемого результата или предсказаний, которые проносятся у вас в мозгу как результат анализируемого внешнего события. Выявите свои собственные конкретные пленки.

5. Где те предубеждения и жизненный сценарий, которые появились в результате этого события?

Есть ли у вас подозрения, что вы живете по сценарию, появившемуся на свет в результате того события, используете наборы слов, мысли и модели поведения, которым слепо подчиняетесь время от времени? Какие новые ограничения вы на себя наложили в результате того события? Не перестали ли вы верить, что к вам можно относиться по-другому? Не поставили ли себе жестких рамок поведения, начиная с того момента? Например, Ронда жила с тех пор по сценарию, в котором не было даже возможности нормальных отношений с мужчинами. Ее переполнял страх, что даже такой образ жизни, хотя и наполненный постоянной болью, может оказаться под угрозой. Она жила по своим убеждениям, которые метались между вульгарной неразборчивостью и полным стыдливым уклонением от жизни.

Как эти предубеждения связаны с вашим опытом? Какую связь вы можете проследить между событием, которое мы рассматриваем, и предубеждениями, по которым вы живете сейчас?

Не стесняйтесь и не ленитесь вернуться к тому, что вы написали при выполнении упражнений в предыдущих главах, посвященных внутренним факторам. Если перечитать еще раз тот материал, можно стимулировать более глубокие ответы на все пять вопросов этапа 2.

Сделаем небольшой перерыв и подумаем, в каком положении могла оказаться Ронда на данный момент. Она закончила выполнение этапа 2 своего плана и нашла у себя ряд моделей внутреннего поведения.

Ронда так же, как и вы, не могла изменить внешние события, которые уже произошли в жизни, включая ряд принятых ею решений после тех трагических издевательств. Что она в состоянии изменить, так это то, что говорит и делает в связи с ними сегодня. Это может показаться ничтожной победой, но, уверяю вас, по мере анализа собственной жизни вы увидите, что это не так.

Хочется верить, что вы уже наблюдаете перемены в собственном внутреннем диалоге. Думаю, вы уже кое-чему научились в процессе наших занятий. Например, вы вполне могли прийти к выводу, что, возможно, не несете ответственности за то событие, которое мы сейчас рассматриваем.

Многие, очень многие, выполняя эту работу, впервые оценивают события объективно. Они впервые обнаруживают, что многие годы помнили событие таким, каким увидели его в детстве. Новая перспектива позволяет им взглянуть на себя другими глазами.

Я вспоминаю мужчину, который постоянно корил себя как безответственного, недостойного никакого доверия человека, за то, что когда-то позволил своему младшему брату утонуть. В то время, когда случилось это несчастье, он был в школе. Однажды он случайно услышал, как его мать сказала, что если бы он был дома, трагедии бы не произошло. В результате всю свою оставшуюся жизнь на подсознательном уровне мужчина постоянно испытывал вину за смерть брата. Однако, когда он объективно обдумал то событие, то сделал вывод, что слова матери, по сути, были комплиментом его высокой ответственности: она имела в виду, что трагедия как раз в том и состояла, что его в тот момент не было рядом с братом. Когда некоторое время спустя он снова спросил у матери об этом, она подтвердила новую, более естественную трактовку событий; она была просто поражена, насколько неправильно он тогда ее понял. Можете представить себе то облегчение, которое он после этого испытал.

Когда мы начинаем прислушиваться к своему внутреннему диалогу, его анализ может дать поразительные результаты. Мы можем узнать о себе потрясающие вещи. У этого человека радикально изменились не только интерпретация и восприятие того случая, но и вся его жизнь.