"Эти невинные забавы": игры с переодеванием

Давно хотела написать про фильм "Эти невинные забавы". Наш, советскиЙ, 1969 года.

Фильм довольно странный. Самое странное, что снят он по повести Рыбакова "Каникулы Кроша". Вернее, в самом факте ничего удивительного нет. Все сюрпризы - в обыгрывании мотивов исходника.

Крош теперь не Крош, а Оля. Девочка приехала в Северную столицу поступать в театральный и с блеском провалилась. Однако решила не отчаиваться и отшлифовать амплуа травести в реальной жизни.

Меня, признаться, несколько настораживает дичайшая популярность переодеваний в советском детско-подростковом кино. Мальчики "играли" девочек, девочки - мальчиков. Иногда эта условность переходила из сценария "за сцену", в режиссерский замысел. Тогда в "Родне" под видом внучки кривлялся Федя Стуков, а за "подранка" Вальку Гандина плакала Зоя Евсеева. Но в большинстве случаев мы все-таки понимали, что девочка скинет мальчишеские одежки до конца фильма. И наоборот. Тьфу, я уже запуталась в этих ваших гендерах. Может, когда-нибудь напишу об этом с примерами.

Все, что нам сейчас нужно знать - корявая девочка переоделась и стала таким же корявым мальчиком. Под видом которого проникла в мутную компанию. В реальности это создание спалилось бы на первом жесте, но здесь у нас чудо сценарное, поэтому дева благополучно просуществовала в растянутом свитере до финала. Изредка она, правда, переодевалась в платьишко и беспалевно сражала наповал главного героя.

Сюжет вы знаете, поскольку повесть известная. Некий жулик-фанатик-коллекционер-искусствовед ВеЭн млеет от нэцке и собирает их всеми способами, включая вовлечение молодежи в обман старушек. У этого беспринципного, но обаятельного типа подобралась целая компания. В данную компанию и вовлекается Крош...то есть, Оля. Крош сначала был наивен и считал, что помогает развитию искусства, но постепенно всех раскусил и вывел на чистую воду. Оля, в отличие от своего книжного прототипа, руководствуется не то чтобы поиском правды. Просто она решила отбить от плохой копании красивого мальчика Костю. И я, знаете, полностью на ее стороне. Аристарх Ливанов в юности был прекрасен настолько, что челюсть отваливается. Такое произведение искусства не должно попасть в руки всяких там мутных коллекционеров. По сюжету ВеЭн - это такой мелкий аналог Палпатина - он постоянно плетет интриги, создает сети, всем вредит. И, становясь Костиным наставником и проводником, так сказать, во взрослую жизнь, потихоньку отравляет его душу, переманивая его на темную сторону Силы. Руководствуется он почти родительскими чувствами, хоть и в извращенном понимании. В фильме же антагониста можно даже заподозрить в других эмоциях, отнюдь не отцовских. Но, конечно, добро победит зло.

Что еще сказать? Несмотря на мой ироничный тон, я этот фильм очень люблю. В первую очередь за визуал. Какой там Петербург! Ни в одном фильме я не видела этот город таким. Это не красивый, но казенный город-музей, как в историческом кино. И не индустриальная площадка, как, например, в "Прогулке". Здесь он воздушно-кружевной, летящий, почти миражный, как сказочные города у Крапивина, и в то же время очень...обжитый. Герои поливают цветочки на балконе, играют в футбол и ведут светские беседы на фоне немыслимых красот.

Помимо красот, фильм наивный, условный, с театральщиной, но при этом очень милый. есть в нем какая-то улыбчивая легкость. И сцена первой реакции Оли на Костю - бесценна. Это один из тех редких случаев в советском кино, когда я действительно верю во внезапную влюбленность.

Еще по теме здесь: Отношения.

Источник: "Эти невинные забавы": игры с переодеванием.