Этика бизнесмена

Любой бизнесмен - в первую очередь человек, а его бизнес - часть быстроменяющегося мира, в котором бизнес не только порождает проблемы, но и представляет возможности для их технического решения, человеческого творчества на самом высоком уровне, совершенствования самого человечества. Поскольку бизнесмен работает с людьми и для людей, от него, также, как и от учителя, врача, инженера, священника, требуется этическое поведение. Исторический опыт показывает, что наиболее известные и удачливые бизнесмены -люди высоко моральные и этичные.

Этика бизнеса изучает общепризнанные моральные нормы в бизнесе, рассматривает взаимосвязь целей и средств бизнеса со специфически человеческой целью -достижением полного совершенства человеком как личностью. Этика бизнеса обобщает особые обязательства, которые человек и гражданин принимает на себя, приобщаясь к миру бизнеса.

Главным моральным правилом этики бизнеса, как и во врачебной практике, является «не навреди!». Это означает, что бизнесмен обязан так строить и организовывать свой бизнес, чтобы умышленно не причинять зла и не наносить ущерба окружающим его людям, природе, экологии, обществу. Если же в результате деятельности бизнесмена возникает потенциальная угроза причинения зла или нанесения ущерба окружению, этика бизнеса рассматривает соответствие целей и результатов такой деятельности, разновидности и степени зла и побочных вредных результатов, меру ответственности бизнесмена, его права и обязанности, анализирует неясные ситуации в бизнесе (с точки зрения общепринятых норм морали, права, целесообразности и т.п.).

Вот некоторые важные положения этики бизнеса:

  1. Очевидная и простая на первый взгляд мысль, что необходимо творить добро и избегать зла, усложняется в применении к миру бизнеса. В большинстве случаев результаты и цели достаточны для анализа и оценки того, соизмеримо ли полученное добро со злом, появление или риск появления которого допускается. Абсолютное большинство этических проблем в сфере бизнеса требует и взвешивания последствий, и детального анализа намерений.
  2. Общество предусматривает, что фирмы производят и распределяют полезные товары и услуги по обоснованным ценам. Бизнесмены и их менеджеры, отвечающие за это, имеют права и обязанности, определяемые и ограничиваемые как обществом в целом, так и самой фирмой. Вывод: этика бизнеса, как и сам бизнес, существуют только в общественном контексте, где власть бизнеса и власть правительства должны ограничиваться как в интересах общества в целом, так и в интересах абсолютных прав граждан. (Абсолютные права гражданина имеют преимущества перед правами и компаний, и общества в целом. Это означает, что человек никогда не может быть прямо и умышленно подчинен благу какой-либо группы.)
  3. За исключением некоторых семейных фирм, компании должны нанимать на работу, продвигать по служебной лестнице (на более высокие должности) и увольнять с работы исходя из фактического или потенциального вклада сотрудника в успех фирмы. Главным и существенным фактором должно служить соответствие умения и квалификации работника данной работе. При увольнении с работы необходима не только уважительная (связанная с работой) причина, но и соблюдение всех прав и требований законодательства. Этика бизнеса рекомендует смягчать негативные последствия везде и всегда, где и когда это возможно.
  4. Хотя справедливость заработной платы в значительной мере является вопросом добровольности трудового соглашения и существующей практики, тем не менее, бизнес обязан сотрудничать с правительством и трудовыми союзами в вопросах расширения общественных источников дохода для обеспечения людям достойного уровня жизни. Такое сотрудничество приведет к стабилизации занятости. В трудовых отношениях бизнеса и наемной рабочей силы безопасность работников должна быть основным вопросом менеджмента. Бизнесмены и менеджеры обязаны осознавать (понимать), что принятые ими решения имеют неоднозначное влияние на работников. Поэтому руководителям необходимо быть особенно деликатными, внимательными и ответственными за возможные вредные последствия своих решений.
  5. Хотя компания имеет законный интерес к непосредственно связанной с работой деятельности работника, право на приватность (невмешательство в физическую, психическую и социальную сферу жизни человека) запрещает вмешательство в большинство сфер, а также ограничивает средства изучения (исследования) этих сфер. Спорные ситуации в этой области должны быть предметом трудового соглашения, коллективного договора или даже рассмотрения судом.
  6. Неэтично нарушать трудовую и исполнительскую дисциплину. Руководители обязаны предотвращать и пресекать такие явления, в противном случае их поведение является неэтичным, беспринципным и ведет к разложению коллектива (команды) и распаду фирмы (компании). Это, в свою очередь, противоречит интересам общества, и потому такие неэтичные действия руководителя не могут оставаться без соответствующей реакции общественности.
  7. Неэтично разглашать конфиденциальную информацию - будь она служебной или приватной. Разглашение конфиденциальной информации может привести к непредсказуемым и негативным последствиям.
  8. Неэтично использовать ресурсы фирмы или компании в личных (корыстных) целях. Руководители обязаны предотвращать такие явления, в противном случае их поведение является неэтичным и провоцирует работников на злоупотребления.
  9. Неэтично производить и реализовывать некачественную продукцию (товары и услуги). Продавцы поступают неэтично, если для извлечения выгоды вводят в заблуждение покупателя, пытаются использовать его эмоции или неосведомленность. Продавец обязан дать исчерпывающую информацию покупателю о реализуемой продукции. В других случаях, когда поведение продавцов не является причиной неспособности покупателя правильно распорядиться своими деньгами и продавцы не имели намерения воспользоваться этой неспособностью, к продавцам не может быть претензий. Однако моральная обязанность продавца в этих случаях - сгладить конфликтную ситуацию и удовлетворить потребности покупателя (либо компенсировать или уменьшить его убытки) всеми доступными способами.
  10. В реальной жизни люди бизнеса обязаны задаваться вопросами: Устанавливают ли они справедливые цены? Являются ли эти цены результатом свободных соглашений, защищающих законные интересы всех? Являются или нет их доходы результатом использования силы, жульничества и обмана, неосведомленности и эмоций? Во многих случаях они будут иметь достаточные основания, чтобы допустить зло или риск появления зла, которое они не в состоянии предотвратить никакими мерами или мероприятиями. Но поскольку бизнесмены сами являются важнейшей частью общества, их обязанность - предотвращать или уменьшать вредные последствия бизнеса, в том числе нарушение справедливости и законных прав граждан общества.
  11. Конкуренция является движущей силой прогресса, но не является абсолютным благом. Этика бизнеса требует от предпринимателей как можно больше учитывать потребности окружающих, поступать справедливо, гуманно, не превращая достижение прибыли в единственный смысл своей жизни.
  12. Неэтично желать зла конкурентам. В то же время, если один из конкурентов терпит убытки из-за того, что остальные конкуренты действительно работают эффективнее и качественнее, лучше откликаются на запросы покупателей, гибче реагируют на изменения рынка и конъюнктуры, то это не является неэтичным, так как соответствует духу честной и справедливой конкуренции и служит экономическому процветанию общества. В то же время все, что является нечестным в отношении потребителей, почти всегда является нечестным и в отношении конкурентов.
  13. Хотя кооперация конкурентов между собой обычно является и незаконной, и неэтичной, поскольку приводит к эксплуатации потребителей, существуют случаи, когда такая кооперация приносит пользу всем участникам экономического процесса. С другой стороны, жестокая и бескомпромиссная конкуренция, превращающаяся в войну, является несправедливой и неэтичной.
  14. Бизнесмены и менеджеры должны быть чуткими к окружающим и справедливыми к оценке результатов своей деятельности. Бизнесмен, фирма, компания, корпорация должны избегать конфликтов и стремиться к сотрудничеству как средству решения любых проблем, возникающих во взаимоотношениях между отдельными гражданами, группами, вне зависимости от их силы и общественного статуса. Такое сотрудничество не должно приобретать форму сговора, когда игнорируются интересы третьей стороны, а должно учитывать интересы абсолютно всех, даже самых низших по рангу и статусу.

Оценка бизнесмена как личности исключительно важна, поскольку единственным критерием оценки будущего всего мира бизнеса, так же, как и будущего всего человечества, является отношение каждого бизнесмена к окружающей среде, к тому, как и с каких позиций он и его компания рассматривают природу, окружающую среду и общество в целом.