Гад же ты, гаджет!

Мой Тортик нашёл новый дом.

Знаете, это как в супружеском споре – люди привычно устало переругиваются, и вдруг... какое-то одно слово – детонирует, взрывает кухню осколками тарелок.
 Я прочёл несколько гневных статей о дистанционном обучении, а ухватился за маленькое предложение, содержащее расхожие сетования родителей:
«Это риски для здоровья наших детей: натурально голова раскалывается от такого количества времени проведенного с гаджетами, да и нервы шалят.»
Согласен. Подписываюсь под каждым их словом.
Нервы действительно шалят у человека не привыкшего к преодолениям, к напряжению мозга.
Я был знаком со взрослым, мощным мужчиной, который краснел лицом и бесился как прапорщик не понявший шутки, если не мог решить загадку или головоломку. Несложно представить каким он был в юности мятежной с такой-то обширной психосоматикой. Нервы, говорите? Их количество и состав у всех примерно одинаковы. Кабы ещё научиться ими пользоваться...
Да и инструментами, призванными облегчить общение, тоже надо учиться пользоваться.
«учащиеся должны быть уверенными пользователями, а не только геймерами» , «только в Петербурге почти 17 000 школьников не имеют компьютерной техники и выхода в интернет».

«Гадгеты», т.е. – устройства (штуки-дрюки) – это такие экранчики с ладошку... видел такое. Телефон-то у меня – «тюремная» Нокия. Кнопки и строчный дисплей. Не потому, что денег жаль, а потому, что жизнь структурировал удобно. Телефон – для важных звонков, коих у всех не так то и много. Дома – планшет и рабочий комп по цене авто, с двумя мониторами. Работе – время, потехе – нет. Ученики уже не смеются, наверно что-то поняли. Например – о понтах, косящих городскую бедноту и заставляющих покупать детям копеечные, но так празднично светящиеся во тьме обыденности, смартфоны.
На работе я работаю работу))). Там мне интернет-протоколы не нужны. Я не буду во время урока  переписываться в чате вазап с мамашками и отписывать подруге о планах на вечер, а если куратору приспичит – человека пришлёт. Час дороги общаюсь с книгой. Дома – опять работаю, уже хорошим, не казённым инструментом, с двумя камерами и микшером.
И где тут место смартфону?
 Я знаю, что самый дрянной, но функциональный ноутбук стоит на барахолке 1 МРОТ, и большинство «нуждающихся» семей за квартал больше потратили на пиво с селёдкой. Да и на смартфон ребёнку накопили, чтоб «как у всех, что мы – не люди?». Знаете... не особо и люди, раз «каку всех». Стадный инстинкт – для животных, социальная рефлексия – для обезьян. Пора очеловечиваться. Учиться выделять главное, верно распределять скудные ресурсы, строить стратегию развития семьи, а для этого надо захотеть увидеть будущее, представить его и примерить на себя. Да, трудно, серо, бессмысленно и, кажется что безысходно. Развыкли мечтать. Мечты-то по определению -  радостные. А радость мы друг-другу дарить не спешим. Выгодней угрюмо сопеть и привычно сетовать, хлопая друг-друга по плечам: «мужайся, Петрович». Нас reboot, а мы крепчаем. Wake up, Petrovich. The Matrix has you...

А вот вернёмся-ка к рискам для здоровья, то есть не к самим рискам, а к «отмазкам» за их счёт.
Медики давно определили, что глаза, надолго сфокусированные в одной плоскости, а тем более практически обездвиженные, устают сами и изнашивают все системы организма. Потому и рекомендовали упражнения для глаз, а главное – нормировали яркость источника, контраст с окружением и угол обзора. В детстве меня мать дёргала – не читай впотьмах, глаза сломаешь. Сидел я не со смартфоном, а с книгой, но угол обзора, определяющий горизонтальные движения глаз, был меньше, чем экран ноутбука, однако – нормальный шрифт, умеренный контраст и постоянное репозиционирование не позволяли глазам сильно утомляться. Угловой размер смартфона меньше монитора в разы. Контраст со средой огромен, что в соединении с остановившимся взглядом и сузившимися зрачками создаёт гипнотический эффект.  Окружение выглядит серым, однородным, а в ярком окошке озорно мечется иной, волшебный мир.
Ребёнку достаточно маленького окошка для развлечений. Смартфон – его волшебный друг. И тут такое предательство! Друг стал нудным, требовательным. Теперь он – часть школы. Ребёнок привык к тому, что дом - его крепость. Если он днём дома, то или выходной или болеет. Тю-тю, я в домике. Нет, школа пришла домой, и последний бастион пал. Школу, которая всегда была где-то там, где отмучился, взмахнул портфелем и свободен – притащили туда, где для неё в большинстве семей нет места.
Вроде мотоцикла в спальне.
 Конечно, теперь яркое окошко вызывает только резь в глазах. Да-да. Как юмор у прапорщика. Отсюда и постоянные отговорки вроде: «Да тут плохо видно задания, глаза устали, связь плохая, картинки не грузятся» . И вот тут купить бы ноут, а лучше - нормальный модульный комп – системник, удобную клавиатуру и большой монитор, самим с ним разобраться и ребёнку помочь освоить. Тем более, что интерфейсные и коммуникационные возможности у стационара много шире, чем у «мобилы». И ещё тем более, что даже в «продвинутых» школах  старшеклассники, уже пишущие простенькие программы, по прежнему не знают возможностей и устройства компа. Что говорить о малышне?

 О каких вообще технологиях можно говорить с людьми снимающими на смартфоны вертикально? Чтоб потом на мониторе я видел полоску изображения в треть экрана? Для таких нерях хитрые китайцы и разработали сервис Тик-Ток, «заточенный» именно под вертикальное видео. Мир изменился в пользу бедных. Без кавычек. Большинство потребителей интернета смотрят на мир через смартфоны, которые удобно лежат в руке только вертикально. В обобщённом понимании обывателя компьютер – это офисный рабочий инструмент. А дома – телевизор для лишённых ума и фантазии и смартфон для любопытствующих. А когда же учиться жить с компьютером, как грибник живёт с лесом? Понимая и чувствуя его как организм. Школе-то не до того. Там программа не расчитана на отработку навыков. Ты можешь научиться водить машину, но не станешь Водилой, если катаешься только по двору автошколы, да ещё на чужой, а дома тебя ждёт смартфон трёхколёсный велосипед. А что? Тоже транспорт.
 Поначалу смартфоны считались паллиативным признаком цивилизованности. Как радиоприёмник в степном кочевье. Хоть что-то да узнаешь новенького о мире. Родители верили, что дети развлекаясь  обучаются хоть чему-то дельному. Это ж общение с современной техникой, оно развивает, расширяет кругозор. А... не, показалось. В состоянии общей мозговой непритязательности организма – расширяться нечему.  Всё ж не более, чем радиоприёмник. Ловишь что хочешь, получаешь  что передают. И для большинства интернет – средство массового поражения воображения.

А педагогам-то что делать? Да тоже учиться. Учить психологию восприятия, физиологию, основы т.н. «малой» психиатрии - пограничных состояний в пубертате. Хотя бы для понимания происходящего вокруг, а не только в рамках «специалитета», тем более, что пресловутый специалитет в условиях жёсткой конкуренции и корпоративных интриг, болезненно акцентируется, вырождаясь в банальный невроз – профессиональную деформацию личности, случающуюся с теми, кто не может уговорить работу отпустить душу побегать.
Я дал прочесть одну мою заметку учительнице истории и литературы, чьё мнение всегда ценил. Она привычно нахмурившись зашевелила губами, и вдруг я понял по движению её глаз, что она не читает текст, а подсчитывает ошибки. Спросил – ну как статья?
-Да статья-то... что статья? Вот кто тебя писать учил?
Я попытался растерянно спошлить :  Не убивай, Лексевна! Я ж технарь. Я там в конце препинаний насыпал. Сама расставь. Только скажи – как тебе статья?
- А... ну, сейчас прочту...

Больше интересных статей здесь: Психология.

Источник статьи: Гад же ты, гаджет!.