Это очень древние гадания, тесно связанные и с языческой и с христианской обрядностью. В рождественский сочельник под скатерть, которой накрывался праздничный стол, клали сено или солому — память о яслях младенца Христа. Ровно в полночь вытягивали соломинку: длинная — год будет удачным, урожайным, короткая — недород. Правда, и здесь девушки ухитрялись гадать «на сене» о своей судьбе: вытянет счастливица из под скатерти зеленый стебелек, значит ждет ее любовь и скорая свадьба, а кому достанется почерневший — сидеть весь век в девках.


Главное гадание — на каше — в Васильев вечерок (31 декабря по старому стилю) связано со славянскими земледельческими обычаями, в которых зерно служило символом жизнестойкости и плодородия. Все с нетерпением ждали момента, когда из печи доставали чугунок с обрядовым варевом. Если оно «убегало» из-под крышки, это сулило беды. Ничего хорошего не предвещал и треснувший горшок. В обоих случаях содержимое чугунка выбрасывалось. А вот славно протомившаяся каша розового, красноватого оттенка означала богатый урожай, год счастливый и благополучный. Ее хорошенько сдабривали маслом и ели, похваливая хозяйку. Ведь у хорошей кулинарки каша не убежит. Так что, если вы мастерица варить кашу, обеспечьте своей семье безбедную жизнь в грядущем году: среди прочих разносолов новогоднего стола на самое почетное место водрузите горшок с волшебно вкусным варевом. Как же уцелел языческий, в сущности, обычай гадания в святой праздник Рождества? Как сосуществовал в народной жизни рядом со всенощной в сочельник, церковной проповедью, настроением благостного умиления?


Один из героев И. Шмелева в «Лете Господне» объясняет это так: «На то и Святки... Со старины так гадают. Нонче не грех гадать. И волхвы гадатели ко Христу были допущены. Так и установлено, чтобы один раз в году человеку судьба открывалась... Не воспрещается. Царь Саул гадал. А нонче Христос родился, и вся нечистая сила хвост поджала, крутится без толку, повредить не может». Конечно, не стоит принимать гаданий всерьез. Но самый ход их, ритуал волнует даже ни во что не верящих, отвечая какой-то неясной для нас, возможно, древней, атавистической потребности. А в праздники это еще и повод для шуток, смеха, радости. Вифлеемская звезда льет свой добрый свет даже на наши суеверия, веселую святочную неразбериху и суету...




ПОДЕЛИСЬ!