Годовые показатели — так вернее

Подпишись на нас:

Раз уж мы начали оперировать цифрами, то нужно отметить, что в бизнесе оперируют годовыми показателями. Например, оценивают прибыль за год, объем продаж за год, инвестиции за год и т. п. Это делается потому, что год является самой объективной базой для расчетов и сравнения. Годовой период полностью воспроизводит все сезонные колебания спроса, периоды отпусков, праздники и каникулы.

На рис. 39.1 приведены изменения объемов продаж в течение года. Для этого примера изменения объемов продаж вызваны сезонными факторами, когда пик спроса приходится на август-декабрь. Январь и май — месяцы с традиционно низкой загрузкой из-за длительных праздников, июль — месяц, когда наиболее сказываются отпуска.

Сравнение прибыли по месяцам и кварталам нельзя считать корректным, так как в течение года она тоже будет изменяться и даже сильнее, чем объем продаж. Это объясняется тем, что постоянный персонал невозможно увольнять и набирать по несколько раз в год, точно так же, как и отказываться от аренды складов, офисов и др. Расходы остаются гораздо более стабильными, чем продажи, и прибыль будет меняться очень сильно, если сравнивать, например, май с ноябрем. Поэтому сравнение годовой прибыли позволяет анализировать развитие бизнеса и составлять прогнозы более объективно.

Это вовсе не означает, что помесячные данные не нужны. Во-первых, сравнение данных за месяц или квартал текущего года с аналогичным периодом прошлого года позволяет получить ценную информацию о динамике развития фирмы. Во-вторых, прибыль обязательно нужно планировать и учитывать помесячно, чтобы исключить ошибки в текущем управлении финансами.

На приведенном на рис. 39.1 графике показано, что прибыль в основном образуется во второй половине года. Это означает и то, что все инвестиционные проекты, осуществляемые из прибыли, должны быть спланированы на вторую половину года, если не удалось создать для этого резервов в прошлом году. Использование кредитов в первой половине года тоже возможно, но тогда нужно учесть не только возврат кредита, но и уплату процентов по нему.

Годовые показатели — так вернее

Оценка расходов за год имеет важное психологическое значение при принятии решения о целесообразности какого-либо мероприятия, потому что величина этих расходов за месяц создает ложное впечатление их незначительности.

Когда дела у предпринимателя идут хорошо, к нему как мухи на сладкое слетаются желающие хоть чем-то поживиться. Это и фирмы, предлагающие вам «абсолютно необходимые» услуги, и знакомые, и даже родственники.

Хороший знакомый порекомендовал предпринимателю очень ценного работника. Действительно, его послужной список вызывал уважение. О направлении работ, которым он может заняться, предприниматель уже часто задумывался, но пока так и не решил его открыть. А тут такое предложение и всего-то за $1000 в месяц. Не смертельно, тем более что сам-то человек этого стоит. Решение принято.

Годовая зарплата нового сотрудника составила $12 тыс., что уже выглядело довольно внушительной суммой. Это была стоимость двухтонного грузовика, который был очень нужен фирме, но на который все не удавалось выкроить денег. И так и не удалось. Суммарные затраты на нового сотрудника оказались намного выше — около $20 тыс. в год. Как это и водится, когда нужно принять желаемое решение, о всяких там пустяках стараются не думать. Пустяки потянули на приличную сумму. Это были расходы, связанные с приемом на работу нового сотрудника — начисления на заработную плату, компьютер, телефон и телефонные разговоры, мобильный телефон, командировки, рабочий стол, стул и прочие мелочи.

Кстати, и открытие этого направления оказалось преждевременным.

Если бы предприниматель оперировал годовыми цифрами расходов, т. е. цифрой $12 тыс., а тем более $20 тыс., то он ни при каких условиях не взял бы этого человека к себе на работу, несмотря на самые теплые отношения со своим хорошим знакомым.

Любой задумается над такими расходами, если попытается посчитать, сколько же дополнительно товара нужно продать, чтобы их окупить.

ПОДЕЛИСЬ!


Подпишись на нас, чтобы ничего не пропустить: