Инвестиции

Подпишись на нас:

Инвестиции — это вложение средств под будущие результаты. Рано или поздно каждый предприниматель делает такие вложения. И каждый раз ожидается, что будущие результаты будут достигнуты. Опять та же извечная в бизнесе борьба эмоций с разумом, верх в которой всегда берут эмоции. И очень часто в качестве приза победителю достаются потраченные время и деньги.

Два предпринимателя, учредителя производственной фирмы, приняли решение освоить производство нового изделия, которое, как предполагалось, будет выпускаться и, естественно, продаваться в количестве от 1 тыс. до 2 тыс. штук в месяц. Такое предположение сделал один из них, а другой — тот, что был директором этой фирмы, — активно поддержал его. Оба вообще «бредили» всем новым и, нужно признать, ассортимент производства был в целом неплохим.

Но в данном случае речь уже шла об инвестициях в размере 200 тыс. руб., которые должны были быть взяты из прибыли предприятия. Денег, как известно, всегда не хватает, и эти деньги были совсем не лишними для фирмы.

Предложение производить новое изделие изделии появилось потому, что на одной из встреч с потенциальным покупателем предприниматель предложил поставлять покупателю изделие, которое тот получал у другого поставщика. Да и очень уж любил наш предприниматель представить себя могучим крутым бизнесменом, которому организовать производство любого изделия в рамках его специализации — пара пустяков. То, что выпускать изделие для одного покупателя — дело очень рискованное, ему и в голову не приходило. Нужно ли оно другим покупателям и по какой цене — тоже осталось «за кадром». Цифра 1 тыс. штук в месяц гипнотизировала. Во внимание не принималось, была ли какая-нибудь необходимость покупателю менять своего поставщика и что это изделие значило для покупателя. Само собой разумеется, никаких договоров с покупателем не подписывалось. Да и к чему все эти формальности? Ведь так приятно делать сюрпризы.

Партнер предпринимателя по бизнесу не только любил «новую технику», как он называл новую продукцию, но тоже предпочитал работать по принципу «сюрприз». В один прекрасный момент у него на столе появлялось новое изделие, идея которого ему пришла в голову. Такие понятия, как емкость рынка и, следовательно, возможные объемы производства и сбыта, а также рыночная цена никогда не приходили ему в голову. Он был уверен, что сделает все качественно и цена будет очень приемлемой, поэтому покупателю будет некуда деваться, как только бежать в магазин за покупкой.

В данном случае месячные объемы прозвучали в разговоре, ну а цена у него действительно, как правило, получалась очень неплохой. Сомнений не было, оставалось только засучить рукава и навалиться на работу.

Через четыре месяца изделие появилось на свет и все было готово к тому, чтобы запустить производство. Прибыль на изделие составляла 5 руб. Цена на изделие была ниже той, которую покупатель платил другому поставщику.

Итак, все было готово. Дело оставалось за заказами, но они почему-то не появлялись.

Покупатель не стал менять поставщика по нескольким причинам. Во-первых, в его объемах производства это изделие вообще ничего не значило и выигрыш в цене был совершенно ничтожным. Во-вторых, его связывали с тем поставщиком длительные деловые отношения и кроме этого изделия он много чего еще брал у своего поставщика. В-третьих, и покупатель и поставщик входили в состав строительного комплекса города и во взаимоотношениях между ними город часто использовал схемы взаиморасчетов.

Никаких шансов получить заказы на 1 тыс. изделий в месяц у предпринимателя не было с самого начала.

А что же с другими покупателями? Таких тоже не оказалось, потому что на рынке имелась продукция точно такой же конструкции, но дешевле. Безусловно, она была хуже по качеству, но, как оказалось, цена, а не качество была для нее самым главным фактором.

В течение года был открыт заказ на 200 штук вместо 1 тыс. штук ежемесячно. Прибыль в размере 200 тыс. руб. была выброшена на ветер.

Подобный подход предпринимателей к своему бизнесу — это не неопытность и даже не безответственность.

Это — безусловное зло, когда бизнес и стоящие за ним люди, трудясь в поте лица, образовывали прибыль и вместо того, чтобы укрепить позиции бизнеса и стабилизировать положение этих людей, прибыль была попросту уничтожена.

Все понимают, что предприниматель в малом бизнесе — и швец, и жнец, и на дуде игрец. В его распоряжении нет служб маркетинга и экономистов, которые все оценят, посчитают и дадут рекомендации. И тем не менее предприниматель обязан уметь сделать элементарные расчеты и оценки. В этом ему могут очень помочь консультанты, которых он должен заполучить.

Посмотрим, какие же оценки можно было сделать. Прибыль на изделие составила 5 рублей. Даже если принять в расчет труднообоснуемую цифру 1 тыс. штук в месяц, то окажется, что срок окупаемости инвестиций составит 200 тыс. руб. / (5 руб. х 1000 шт.)= 40 месяцев.

Если малый бизнес будет делать такие инвестиции, то, вероятнее всего, он до полной окупаемости инвестиций так и не доживет. А поскольку оказалось, что заказов в количестве 1 тыс. штук в месяц и не предвиделось, то произведенные предпринимателями инвестиции не окупятся никогда.

Прибыль, образованная бизнесом, расходуется на различные цели.

  1. На поддержание бизнеса, т. е. на оборудование взамен изношенного, на автотранспорт, на пополнение оборотных средств и другое, что предприниматель считает необходимым приобрести для осуществления его деятельности.
  2. На развитие бизнеса, т. е. на новое оборудование, технологии, разработку и освоение новой продукции и другие мероприятия, которые создадут в будущем дополнительную прибыль.
  3. На выплату дивидендов предпринимателю, если такое решение принято.

Самая важная для бизнеса часть из указанных трех — средства, направляемые на развитие бизнеса.

Дело в том, что именно эта часть прибыли направляется на получение в будущем дополнительной прибыли от планируемых инвестиционных мероприятий.

Вернемся к рис. 7.2. Интенсивный рост бизнеса происходит на участке от А до В именно за счет прибыли, реинвестируемой в бизнес.

Инвестиции исключительно важны для бизнеса. При этом самым важным оказывается вопрос: «Какое мероприятие нужно осуществить, чтобы добиться кратчайших сроков возврата инвестиций?» Фактически в сроке возврата инвестиций и заключена мера их эффективности.

Изделию, которое было принято к производству, имелась альтернатива, о которой оба предпринимателя не задумывались, хотя идея была очевидной. Существовало изделие, которое было почти таким же по размерам и конструкции. Оно тоже требовало тех же четырех месяцев на освоение и тех же 200 тыс. руб. Однако прибыль на изделие составляла 8 руб., а объем продаж в первый год был гарантированно не менее 2, 5 тыс. штук в месяц с ростом до 10 тыс. штук в последующие два года.

Для этого изделия срок возврата инвестиций составлял 200тыс. / (8х2500) = 10 месяцев, т. е. в 4 раза меньше, чем для принятого в производство изделия.

Что следует из сравнения этих двух вариантов инвестиций? В случае со вторым изделием, прибыль в размере 200 тыс. руб. возвращается в течение 10 месяцев. Таким образом, предприниматель уже через 10 месяцев имеет возможность вложить 200 тыс. руб., но уже в новый проект, который также должен предусматривать образование дополнительной прибыли.

А тем временем освоенное новое изделие каждые 10 месяцев будет образовывать очередные 200 тыс. руб. в виде прибыли, которые опять же могут быть вложены в новые проекты. Если же ожидания относительно роста продаж в течение двух последующих лет до 10 тыс. штук в месяц подтвердятся, то это изделие создавало бы 200 тыс. руб. прибыли каждые 2,5 месяца.

Из-за принятого двумя предпринимателями ошибочного решения, бизнес потерял очень большие деньги. Во-первых, за 40 месяцев это альтернативное изделие принесло бы прибыль в размере 800 тыс. руб. (освоенное изделие со сроком окупаемости 40 месяцев дало бы только 200 тыс. руб., но и эта цифра оказалась иллюзией). Во-вторых, каждые 200 тыс. руб. прибыли могли бы быть вложенными в другие новые изделия и дать дополнительную прибыль.

Вот уж поистине, самый главный враг своему бизнесу — сам предприниматель, если он не готов этим бизнесом управлять.

Для того чтобы предприниматель выбрал наиболее эффективное решение, обеспечивающее возврат вложенной прибыли в кратчайшие сроки, ему необходимо постоянно иметь пакет предложений. Только в этом случае он может сравнивать и выбирать. Для этого необходимо, чтобы на фирме кто-то постоянно занимался поиском таких изделий. И по каждому изделию нужно оценить возможный объем продаж (на основе анализа рынка и независимых экспертных оценок), прибыль на единицу, требуемый объем инвестиций и срок, необходимый для разработки и подготовки производства.

Я думаю, что в малом бизнесе нужно стремиться к тому, чтобы инвестиции возвращались в течение года или раньше. Рентабельность инвестиций в размере 100% (годовая прибыль от инвестиций, поделенная на величину инвестированного капитала) представляет собой очень жесткое условие и нужно очень сильно потрудиться, чтобы такую продукцию найти. Думаю, что пока еще в России условия для этого имеются.

Хотя предпринимательское мышление на то и существует, чтобы постоянно находить самые лучшие варианты. Тем более что они лежат у нас под ногами. Нужно их увидеть и поднять.


Следующее: Стратегическая группа

Предыдущее: Стратегическая группа

Интересное: Инвестиции в игорный бизнес
ПОДЕЛИСЬ!


Подпишись на нас, чтобы ничего не пропустить: