Иван Постный - осени отец крестный


        Иван Постный - осени отец крестный          11 сентября по новому стилю в церковном календаре посвящено памяти святого пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, Усекновению его главы. На Руси к этому дню приурочены обычаи и приметы, в основе которых лежат изменения, происходящие в окружающей природе и, в соответствии с ними, в жизненном укладе крестьянства. Все они овеяны сюжетами из Священного Писания и сочувствием к тяжелой участи Иоанна Предтечи.

ГОЛОВОСЕК


        Иван Постный - осени отец крестный          По Священному Писанию, пророк Иоанн предвозвещал людям явление им Спасителя мира. Впоследствии именно ему было суждено крестить в водах Иордана Господа Иисуса Христа.

Вскоре после этого столь важного для Церкви события Иоанн Креститель был заточен в темницу по указу властителя Галилеи Ирода Антипы: святой обличал правителя в греховном сожительстве с женой его брата Иродиадой.

В день своего рождения Ирод был пленен красотой танца дочери Иродиады Саломеи. Юная красавица настолько восхитила правителя, что тот обещал исполнить любое ее пожелание. По совету своей матери, ненавидящей Крестителя, Саломея попросила у Ирода голову заточенного Иоанна.

Несмотря на почитание Иоанна Крестителя и внимательное отношение к его наставлениям, огорченный правитель выполнил свое обещание, боясь нарушить данное перед народом слово. «И принесли голову его на блюде и дали девице, а она отнесла матери своей», -гласит Священное Писание.

Согласно народной молве, отрубленная голова продолжала обличать греховное сожительство Ирода. Поэтому Иродиада исколола язык Крестителя булавками и закопала в нечистом месте.

Тело же Иоанна Крестителя было погребено его учениками, начавшими первыми отмечать день мученической кончины своего наставника.

Спустя время главу пророка нашла благочестивая Иоанна, жена царского домоправителя, и погребла ее в сосуде на Елеонской горе. Позднее она была найдена одним христианином, который долгое время хранил ее у себя дома, а позже захоронил в земле.

О месте нахождения главы Иоанна Крестителя долгое время было практически никому неизвестно. Однажды пророк явился во сне одному иноку и указал место, где была захоронена его глава. Так была обретена великая святыня.

Соблюдая церковные традиции, крестьяне давали свои просторечные названия православным праздникам. День Усекновения честной главы святого пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна называли Головосеком.

ЗАПРЕТЫ

Русский народ проникся глубокой скорбью о жестком злодеянии, совершенном над Иоанном Крестителем. День Усекновения его честной главы верующие проводили в строгом посте, почитая страдания пророка. Отсюда и именование «Иван Постный». Говорили: «Иван Постный обыденкой живет, да всю матушку-Русь на посту держит!» Крестьяне верили, что тот, кто притронется к скоромному в день Ивана Постного, не попадет в рай: «Не соблюдешь Иван-пост, прищемишь в аду хвост!»

Запрет пить вино, в первую очередь красное, в этот день связывали с тем, что Иоанн никогда не пил спиртного, вино лилось рекой на дне рождения Ирода, а* также с тем, что багровый напиток напоминает о пролитой Крестителем крови. По этой же причине не употребляли красных овощей, фруктов и ягод. Считалось, что это приведет к кровопролитию.

Вообще, крестьяне старались не делать ничего, что могло хоть как-то ассоциироваться с мученической кончиной святого. Так, 11 сентября не ели ничего круглого, похожего на отрубленную голову. Яблоки, картофель, лук, свекла, капуста, горох были под строгим запретом.

В день Усекновения главы Иоанна Предтечи хозяева не брали в руки топор, нож и косу - как напоминания о мече, которым была усечена голова Предтечи. Хозяйки нарезали хлеб ко дню Ивана

Постного заранее. Если же это не было сделано, приходилось ломать хлеб руками. Верили, что на отрезанном в этот день куске могла выступить кровь.

В деревнях верили, что нарушителей запретов покарает сам Иоанн, посылая неурожаи, а также что у них отнимутся руки и пропадет дар речи. 11 сентября не рубили капусту и не варили щи. Говорили, что в нее была выброшена голова Крестителя после злодейской расправы. Иные же верили, что отсеченная голова пророка превратилась в капусту, а капли крови остались на ее листах. Поэтому в некоторых местностях на Усекновение главы Иоанна Предтечи было принято снимать верхние листья с капусты на грядках.

РЕПНЫЙ ПРАЗДНИК

Несмотря на пост и многочисленные запреты, крестьяне разносольно отмечали день Ивана Постного, последний праздник в церковном году. Говорили: «На Ивана Постного хоть и пост, да разносол!» Хозяева непременно приглашали в гости родственников, а также угощали нищих - на помин Иоанна Крестителя.

Как правило, в этот период, кроме самого праздника, полным ходом шел сбор урожая репы и картофеля. Но так как 11 сентября притрагиваться к круглым плодам было запрещено, то в деревнях устраивали Репный праздник. Проходил он хоть и сытно - к столу подавались разнообразные продолговатой формы постные пироги, грибные супы, травяные напитки, квасы, овсяный кисель, - но без веселья. В этот день не пели и не пускались в пляс. Помнили, что именно танцами Саломея выпросила голову пророка.

К столу на Репный праздник подавалась кулага - обрядовая густая каша из ржаной муки на солоде. На столы не выставлялись круглые блюда. Верили, что на одном из таких же коварная Иродиада катала усеченную голову Иоанна Крестителя.

ИВАН ПОЛЕТОВЩИК

К 11 сентября приурочивались хозяйственные расчеты за летние работы. Вот и дали еще одно имя пророку крестьяне - Иван Полетовщик.

Расторопные торговцы к этому дню разворачивали ярмарки-однодневки, Ивановские торги - велик был соблазн потратить часть расчетных денег у рабочего люда.

От всех праздничных ярмарок Ивановские отличались не только краткосрочностью, но и тишиной. Повсеместно соблюдался запрет на песни, танцы, хмельные напитки, скоромные угощения, шумные зазывания. Люди говорили: «Пей, купец, на Иван-торгу квас да воду, закусывай пирогами ни с чем».

На прилавках, лотках не было круглых товаров: плодов, игрушек, бус и прочих украшений. Не торговали даже тканями и одеждой в горошек или с круговой вышивкой.

НАЧАЛО ОСЕНИ

Крестьяне примечали, что с Ивана Постного осень начинала вступать в свои права. В народе говорили: «Иван Постный - осени отец крестный», «Иван Постный пришел, лето красное увел», «С постного Ивана не выходит мужик без кафтана».

На Предтечу шел массовый отлет птиц. Улетали они, по народным верованиям, в теплую райскую даль - заморский «вырий». «Гонит Иван Предтеча птицу за море далече», - приговаривали люди вслед уносящимся стаям.

Наблюдательные крестьяне в это день примечали: «Сколько раз бухало (филин) будет бухать, по столько хлеба будет молотить с каждого овина».

По народному календарю-месяцеслову, вскоре начиналось бабье лето. Говорили: «С Ивана-поста мужик осень встречает, а баба свое бабье лето начинает».

ИСЦЕЛЕНИЕ

На Ивана постного отправлялись деревенские знахари, а за ними и остальные поселяне в лес за целебными кореньями. Знали крестьяне, что «на Ивана Постного собирают коренья рослые, а на Ивана Купалу собирают травы». Собранные в этот день лесные ягоды, по народным наблюдениям, спасали от мигрени.

Библейская легенда легла в основу того, что святой Иоанн Креститель стал почитаться как целитель головных болезней. За помощью к нему и поныне молитвенно обращаются верующие.

В день Усекновения главы Иоанна Предтечи, чтобы впоследствии не страдать головными болями, строго-настрого запрещалось мыть голову и даже расчесываться.

В наше время сдвинулись временные рамки, репу и картофель собирают гораздо раньше. Ушли в прошлое Репные праздники да Ивановские торги. Но незыблемым остаются церковный календарь и православные традиции. Верующие, как и много лет назад, соблюдая Ивановский пост, чтут память святого пророка. Клубы исторических реконструкций, детские кружки при храмах, музеи и дома культуры стараются возродить народные традиции.


Елена АРТЕМОВА

Тайны ХХ века №35 (сентябрь 2013)