Следуя по этому пути, я понял, что, изучая себя, я изучаю и всех остальных, потому что на энергетическом уровне все мы одно и то же, несмотря на то, где мы живем и к какой культуре принадлежим, что все мы сделаны одним и тем же мастером. С каждой следующей ступенькой разумения я все ближе подходил к своей цели — переживанию фундаментального единства, лежащего в основе всего.

Уильям Джеймс сказал: «В любой момент в каждом из нас, пусть уже и сложившемся, стоит только ему стать чуточку пытливее, восприимчивее и податливее всевозможным соблазнами... начинается происходящий в пропорции рост — естественная эволюция нашего характера, назначение которой по большей части заключается в том, чтобы заявить о себе и воссоединить наше внутреннее естество. Прыжки и перепады настроений, никчемность «высокой самоотверженности», возникающие благодаря современному хаосу внутри нас, рассеиваются с обретением устойчивой системы функций, действующих согласованно друг с другом. «Несчастливое» состояние обычно отмечается в период создания внутреннего порядка, когда внутри происходит борьба».

Джеймс доказывает свою мысль на примере святого Августина, чей внутренний кризис хорошо известен и описан в его автобиографии. Джеймс говорит: «Психологический гений святого Августина видит исток внутренних бедствий в непреодоленной раздробленности своей сути».



В автобиографии святой Августин так рассказывает о своем обращении в христианство: «Новая воля, возникшая во мне, была еще недостаточно сильна, чтобы превозмочь ту, другую волю, окрепшую на долгой самодозволенности. И эти две воли, одна — старая, другая — новая, одна — плотская, другая — духовная, боролись друг с другом и нарушали мир моей души».

Подобно проблеме святого Августина, мои разрозненные частички уравновешивались друг с другом, и из-за этого ко мне не приходили внезапные откровения, и я не обращался к вере, что должно было бы вернуть мне беспричинное чувство радости.

Мне пришлось начать вспоминать, искать и воссоединять разрозненные части своей сути. Нереальна идея одного-единственного очищения, которое могло бы окончательно и полностью перевернуть человеческую жизнь. Изменение происходит постепенно. Во внезапных же и беспричинных изменениях беспричинно лишь только их появление с точки зрения сознательного «я», но нашему бессознательному обычно требуются целые месяцы незримой подготовительной работы.

Доктор Роберто Ассаджиоли вводит понятие периода «психической беременности», периода, когда бессознательный ум усваивает накопленный опыт. Наш сознательный опыт высвобождает скрытые силы, уже сложившиеся внутри бессознательного, внутри наших высших тел, но этому бессознательному нужно время, чтобы переработать этот опыт и освободиться от зажимов. Процесс ритмичен, за тактом «беременности» следует такт внезапного стихийного преобразования.

У меня были сотни откровений и духовных обращений, и все они помогали мне вспоминать, находить и воссоединять свои потерянные самосути. Пережитый в юности кризис первым подтолкнул меня к тому, чтобы через некоторое время прийти к переживанию целого ряда внезапных очищений. Позже эти откровения стали обычным явлением моей жизни, они стали даже предсказуемы, и тогда пришел момент, когда во мне проявились признаки единения моих самосутей, момент, когда открылось мое «Я есть».