Как написать хороший диплом: 7 советов!

УвеличитьПять лет в стенах университета пролетели незаметно. Для кого-то он стал вторым домом, а кто-то только на экзамене узнавал, как зовут преподавателя – но перед всеми выпускниками рано или поздно встает одна и та же задача, а именно – как написать диплом?
К написанию диплома, как и к учебе, все подходят по-разному. Сразу скажу, что в этой статье вы не найдете волшебных советов из серии «Как написать диплом за ночь до защиты». За ночь диплом можно только заказать, например, рекомендуем вам заказывать дипломные на http://studend.ru. Но не факт, что исполнитель успеет выполнить заказ ;)
Нет, речь здесь пойдет о том, как самостоятельно, в разумные сроки и с разумными затратами сил написать действительно хороший диплом, которым вы потом сможете гордиться и за который получите заслуженную хорошую оценку.
Итак, все по порядку.
Совет №1 – выберите интересную для вас тему. Как ни банально это звучит, но тема должна быть такой, чтобы вам самим хотелось в ней разобраться. Тогда работать вы будете с желанием, а значит, работа пойдет быстрее и легче. Не стесняйтесь предлагать свои темы – хороший научный руководитель обязательно оценит инициативу, а если он согласится вместе с вами работать над вашей темой – значит, общий язык вы найдете. А если еще и поможет сформулировать тему так, чтобы она была не только интересной, но и актуальной, полезной, а главное, «защищабельной» - значит, это точно хороший научный руководитель :)
Совет №2 – да-да, хороший научный руководитель! С этим человеком вам работать год (два, три…) – до самого окончания университета, а кому-то и после, если вдруг соберетесь в аспирантуру. То, что он должен быть хорошим специалистом, думаю, не надо уточнять. Но кроме этого, вам должно быть приятно с ним работать. Бесконечные попытки спрятаться от «любимого» научника за широкими спинами однокурсников или дверью деканата еще никому ничего хорошего не принесли – скорее, наоборот.
Совет №3 – «понемногу, но часто». Слона нужно есть по кусочкам, как утверждает автор многочисленных книг по тайм-менеджменту Глеб Архангельский. Это означает, что с любым большим делом легче справиться, если разбить его на много-много маленьких. Согласитесь, ведь предложение «полчасика поработать над дипломом» не вызывает у вас такого страха, как «написать весь диплом за один раз»?
Отсюда – совет №4: участвуйте и побеждайте! В течение всего учебного года проходит множество конкурсов и конференций для студентов, на которых вы можете похвастаться результатами своего труда. Написать 3-5 листов на вашу тему не так уж сложно (помните – «есть слона по кусочкам»?), а четко поставленный срок послужит дополнительной мотивацией. Да и научный руководитель обязательно одобрит это начинание (если, конечно, он уже не предложил вам где-то поучаствовать). А уж если вы победите в конкурсе или опубликуете статью по итогам конференции – на защите диплома не забудут это оценить!
Совет №5 – текст должен быть не только в компьютере, но и на бумаге. Любой, даже самый гениальный автор не в состоянии запомнить все гениальные идеи, приходящие ему в голову. Вспомните всех великих писателей – у каждого были многочисленные черновики, записные книжки. Не жалейте бумагу – одна-две пачки стоят гораздо меньше тех усилий, которые вам потребуются, чтобы вспомнить, о чем говорится в файле «Диплом12-03.doc» или «Вставить на стр. 75.txt». А если вы посмотрите на лист с распечаткой этого файла (а еще лучше – выпишете основную мысль на полях) – сразу все вспомните и поймете, в какую главу вашего диплома нужно вставить этот текст.
Кстати, хороший ход предлагает Умберто Эко в своей книге «Как написать диплом». Делайте каталоги – цитат, книг, статей… Это очень поможет, например, на последнем этапе оформления библиографических ссылок и списка литературы – вам не придется искать, с какой страницы 500-страничной монографии вы взяли вот эту цитату или чем была полезна вот эта книга – все это уже будет выписано у вас на карточках каталога. Да и сама книга Эко интересна, содержит ценные советы и легко читается – польза и удовольствие от прочтения гарантированы!
Совет №6 – собирайте «конструктор». Здесь начинают действовать одновременно советы 4 и 5. После разных конференций у вас осталось множество текстов по вашей теме? Прекрасно – распечатайте их, разложите в правильном порядке и получите диплом (ну или готовый костяк диплома, привести который к финальному виду уже не составит труда). В свое время именно таким способом я «собрала» вторую главу магистерской диссертации. Распечатала несколько своих статей, порезала их на кусочки, разложила на полу в правильном порядке, придумала начало и конец главы – и готово!
И, наконец, совет №7 – пишите диплом «вчера». Самое банальное, но почему-то самое трудновыполнимое правило – не откладывать написание диплома «на потом». Скажу сразу – это единственное, что мне в моей работе над дипломом выполнить не удалось :) Пришлось брать себя в руки за месяц до защиты и писать в жестком графике с утра до вечера. Оказалось – сложно, но можно.
В остальном же – все вышесказанное проверено на практике лично мной. Работает! В итоге на выходе я получила диплом, сданный точно в срок, оцененный твердой пятеркой, и несколько публикаций, которые здорово помогли на защите. Да еще и неофициальную характеристику «студента, который не потратил научному руководителю ни одной нервной клетки» :)
Так что творите, и надеюсь, что мои советы вам помогут. И помните – никто не напишет ваш диплом лучше вас!