Как научиться просить?

В предыдущей статье мы с вами говорили о тех, кому сложно говорить о своих чувствах и проблемах с близкими, о тех, кто не может просить о помощи в трудной ситуации.

Сейчас я предлагаю вам познакомиться с техникой, которая позволит научиться обращаться за помощью. На моих консультациях клиенты при моей поддержке проходят путь в пять шагов, который дает им новую модель –  уметь попросить другого человека о поддержке.  Познакомившись с данными «шагами», у вас есть возможность освоить навык самостоятельно.

Шаг 1. Признание того, что есть люди, которые могут помогать.

Каким бы ответственным и самостоятельным человеком вы ни были, всегда найдется человек, который разбирается лучше в той или иной ситуации. Среди этих людей всегда найдется тот, кто готов помогать другим. Важно только его об этом спокойно попросить. Давайте составим список своих проблем и список людей, которые компетентны помочь вам в вашей проблеме.

Шаг 2. Уметь высказывать чувства и просьбы другим людям спокойно.

Часто не умея просить, мы просто сдерживаемся и терпим. А когда терпение заканчивается просим от беспомощности. При этом в наших фразах параллельно с просьбой может звучать обида, давление или требование. Давайте сформулируем одну актуальную для вас просьбу (запишем её и произнесем). Послушаете и проанализируйте, как звучат ваша просьба? Для чистоты эксперимента можно воспользоваться диктофоном. Проговаривайте свои желания и просьбы, а затем прослушивайте аудиозаписи на предмет наличия в них обиды, давления, претензии. Работайте над своими фразами – просьбами, старайтесь произносить их спокойно и конструктивно. Для анализа отвечайте на вопросы : «А вам приятно было бы услышать именно такую фразу о помощи близкому человеку? Что вы бы почувствовали, если бы вас так попросили о поддержке?»

Шаг 3. Время практике.

Когда вы освоите навык (шаг 2) нужно перейти к диалогу с близкими. Можно начать с чего-то важного для вас, но при этом достаточно простого. Общайтесь с близкими и спокойно проговаривайте то, как вы относитесь к ситуации, что вы чувствуете, что вы хотите. Без критики и обиды просто говорите: «мне было бы так приятно, если ты меня встретил» или «для меня неделя была такой тяжелой, я просто хочу один день побыть в тишине». Учитесь близким высказывать своё состояние и говорить о своих желаниях.

Шаг 4. «Не бросать!»

"Я говорю спокойно, но меня не слышат и не понимают, что теперь делать?", - такую фразу можно услышать от клиента. Дело в том, что на формирование новой модели поведения вам потребуется время. Следует помнить, что близкие вам люди привыкли к другому. Дайте им время привыкнуть и принять вас в «новом» состоянии и поведении. Сложившиеся сценарии поведения будут медленно перестраиваться. Здесь важен принцип «не бросать!».

Шаг 5. Анализ своих достижений.

Спланировав дело, мы порой не достигаем результата только потому, что бросили начатое на пол пути. Мы говорим себе: «Зачем такие сложности, эта техника не работает».  Еще раз обращаю внимание на тот факт, что наши модели поведения формируются медленно. Близкие могут не сразу понять, изменения в нашем поведении. Они могут быть удивлены, а могут даже выразить сопротивление нашим просьбам. Вполне возможно их устраивала жизнь по старым правилам, когда вся ответственность была на вас. Важно, чтобы вы придерживались по выбранной стратегии - спокойно проговаривать свою ситуацию и просить о поддержке. 
Что вам поможет сформировать новую поведенческую модель «умение просить» – ведение дневника достижений. Отмечайте все случаи, когда вы смогли спокойно поделиться с близкими своими чувствами, потребностями и даже просьбами о помощи.
Благодарите близких:
а) за то, что они вас выслушали;
б) за то, что поняли и поддержали.

Хочу вас предупредить о том, что каждый человек, который высказывает просьбу о помощи может получить не только поддержку, но и отказ. Работая над формированием умения просить, важно научиться преодолевать страх отказа, но это тема следующей статьи.