Как пили пиво в советском кино? Часть третья

В наши студенческие годы на вечеринках не только пили, но и пели. Была в репертуаре и песенка с таким припевом:

По двести выпьем, а пока

По бутылочке пивка,

Ведь дорога до пивной недалека.

Подобная комбинация - накатить двести грамм водки и отполировать пивом, - была стартовой, и кинематограф этот факт запечатлел.

«Афоня» (режиссёр – Георгий Данелия, 1975 год)

Сантехник Афанасий Борщов (Леонид Куравлёв) теряет собутыльника – грузчика и алкаша Федула (Борислав Брондуков), которому вместо опохмелки приходится разгружать товар. Афоня, однако, остаётся верен намеченному плану и идёт в пивную, где знакомится со штукатуром Колей (Евгений Леонов). У Коли аллергия на водку, поэтому он пьёт пиво, но Афанасий предлагает ему ритуальный напиток, прославленный советским кинематографом – «ерша».

В итоге и Афоня, и Коля стоят на ночной улице Ярославля и поют про то, как они поедут, про то, как они помчатся на оленях утром ранним. Это пролог русской «Одиссеи» сантехника Борщова, которому суждено пройти много испытаний прежде, чем попасть на родину, и не найти там места для себя.

«Москва слезам не верит» (режиссёр – Владимир Меньшов, 1979 год)

Слесарь Гоша (Алексей Баталов) – не пара директору Катерине (Вера Алентова). Во всяком случае, сам он думает именно так, и потому решает навсегда уйти из её жизни.

Отыскать Гошу берётся муж Катиной подруги, Николай (Борис Сморчков). Он застаёт любимого мужчину Катерины дома, за столом с традиционно мужским набором: пивом и водкой, а на языке у Гоши традиционный мужской вопрос: «А что вообще в мире делается?» Ответ ожидаем: «Стабильности нет». Начало конструктивному диалогу положено.

«Золотой телёнок» (режиссёр – Михаил Швейцер, 1968 год)

Остап Бендер (Сергей Юрский) и Шура Балаганов (Леонид Куравлёв) скрепляют только что завязавшееся знакомство кружкой пива. Бендер делится хрустальной мечтой своего детства – получить пятьсот тысяч рублей и уехать в Рио-де-Жанейро.

В кадре мы видим табличку «Пиво отпускается только членам профсоюза». В отличие от фильма, в романе Ильфа и Петрова Бендер и Балаганов сидят не в пивной, а в летнем кооперативном саду с подачей пива, но пьют всё-таки квас, поскольку в профсоюзе не состоят.

«Мы из джаза» (режиссёр – Карен Шахназаров, 1987 год)

Музыканты джаз-банда хотят привлечь в свой коллектив приехавшую в советскую Россию знаменитую джазовую певицу Клементину Фернандес (загримированная под негритянку Лариса Долина). Чтобы наладить взаимопонимание, Клементине прямо на вокзале предлагают пивка. «Что есть «пивка»?

Обратите внимание: ТАК МАЛО ДЛЯ СЧАСТЬЯ .

Бир? Хорошо», - одобряет такой выбор знаменитость. Начало бодрое, но затем всё дело испортят шампанское и цыгане.

«Любовь и голуби» (режиссёр – Владимир Меньшов, 1987 год)

Любимый народом фильм снимали в Карелии, в Медвежьегорске. Один из выбранных киношниками объектов – причал. Сюда приходят главный герой Василий Кузякин (Александр Михайлов) и его сосед дядя Митя (Сергей Юрский).

Они находят, как им кажется, укромное место вдали от жён – пристроились на мостках, расставив пять кружек пива, и обсуждают своих благоверных. Дядя Митя выносит суровый приговор: «Что характерно – обнаглели» и приводит пример правильного отношения к женщинам со стороны «горняков», то есть горцев.

Антифеминистские выпады прерывает внезапное появление бабы Шуры, жены дяди Мити (Наталья Тенякова). Она сидит на его месте и пьёт его же пиво из его же кружки, а дядя Митя куда-то исчез. Вся эта фантасмагория разворачивается под песню Высоцкого «В сон мне жёлтые огни» на французском языке.

Прекрасная в своём безумии сцена чуть не попала под цензорские ножницы. В стране царило другое, государственное безумие под названием «антиалкогольная кампания».

«Не может быть!» (режиссёр – Леонид Гайдай, 1975 год)

Апофеоз пивной темы в советском кино. «Губит людей не пиво, губит людей вода», - утверждает шурин главного героя новеллы «Преступление и наказание», Григория Ивановича Горбушкина (Михаил Пуговкин). И Горбушкин, и его родственник (Вячеслав Невинный) живут на нетрудовые доходы: один – торгуя в магазине, другой – в пивной палатке.

Песню про пиво и воду сочинили Александр Зацепин и Леонид Дербенёв – творческий дуэт, который прибавил популярности комедиям Гайдая.

Один из куплетов пришлось выбросить:

Чтобы вам стало ясно, зря нам не спорить чтоб,
Вспомните про ужасный, про мировой потоп.
Невероятный ливень все затопил тогда.
Губит людей не пиво, губит людей вода.

Трудно понять, что в этих строчках могло напугать киноначальство. Продолжая алкогольную тематику: без пол-литра тут не разберёшься.

Больше интересных статей здесь: Отношения.

Источник статьи: Как пили пиво в советском кино? Часть третья.