Как Вы ведете себя в группах?

Далее Вы найдете целый ряд ситуаций в группе. Порассуждайте, как бы Вы себя в них вели и поищите среди предлагаемых ответов те единственные, которые больше всего Вам подходят. Отвечайте спонтанно и не размышляйте долго о предлагаемых ответах. Это делается для того, чтобы определить, как Вы будете реагировать в конкретной ситуации. Если же Вы не найдете для себя подходящего ответа, то исходите из принципа; «Лучше что-то, чем ничего: какой ответ я считаю наиболее правильным?».

СИТУАЦИЯ 1

Вы назначены членом проектной группы. Все члены группы равны по рангу. Группа состоит из 10 человек. Вы еще никого из группы не знаете. На первой стадии работы нужно проанализировать решаемую задачу.

Как Вы поведете себя при первой встрече с группой?

  • Я подожду и, скорее всего, воздержусь, поскольку я еще 'не знаю других.
  • Я с самого начата займу определенную позицию и не буду держать свое мнение под спудом.

В этой ситуации речь идет о теме: «Что я осмеливаюсь сказать, когда мне еще не известна остальная часть группы?». Именно женщины в таких ситуациях охотнее отступают и уходят в тень. Они боятся сказать что-нибудь неправильно, боятся, что их высмеют и не примут всерьез. Перед Вами ситуация, в которой Вы направляете Вашу энергию в сферу скрываемого и умалчиваемого вследствие низкой самооценки.

Перепроверьте себя, может быть, трудности в группах возникают для Вас лишь вначале, и со временем, когда другие становятся Вам ближе, эти трудности сглаживаются. Если же Вы вообще неохотно берете слово и определяете в группах свою позицию, то Вы должны что-то изменить в ситуации. Прежде всего проанализируйте, что для Вас в этой ситуации неприемлемо. Следующие вопросы помогут Вам в этом.

Есть ли у Вас трудности с темой, целью или ходом обсуждения?

  1. Вам непонятна тема, о которой идет разговор?
  2. Знаете ли Вы цели встречи, основания, по которым была созвана группа?
  3. Понятно ли поставлены вопросы, задача?
  4. У всех ли участников в ходе обсуждения имеется одинаковая точка зрения на проблему?
  5. Имеется ли главная линия?
  6. Находитесь ли Вы в цейтноте?

Имеются ли у Вас трудности с самооценкой?

  1. Находитесь ли Вы под персональным давлением успеха?
  2. Боитесь ли Вы опозориться?
  3. Думаете ли Вы, что знаете меньше других?
  4. Думаете ли Вы, что Ваше мнение менее значимо, чем мнение других?

Если Ваши трудности находятся скорее в первом блоке вопросов, то при следующей встрече Вам нужно их обсудить и добиться изменений. В то время, как Вы учитесь сообщать группе о Ваших беспокойствах и нуждах, в то время, как Вы говорите, что Вас беспокоит, в чем Ваши затруднения, что Вам нравится, а что —- нет, Вы повышаете Вашу социальную компетентность.

Если Ваши затруднения находятся в сфере негативной самооценки, это означает, что Вы должны отказаться от того, что Вы себе запрещаете. Разрешите себе высказывать то, что еще несовершенно, неопределенно и неотшлифовано. В любой момент воспринимайте себя такой, какая Вы есть.

СИТУАЦИЯ 2

Вы находитесь на жаркой дискуссии по теме, которая Вас живо интересует, Дискуссией руководит Ваш шеф. Вы — участница.

Как Вы будете себя вести?

  • Если тема для меня важна, я буду принимать живое участие в дискуссии. Я не буду держать свое мнение при себе.
  • В присутствии шефа я всегда веду себя сдержанно. Я дольше обдумываю, что я говорю.
  • Я послушаю, что скажет шеф, и буду поддерживать его точку зрения.

В этой ситуации целью является установить, как хорошо Вы можете вписаться в группу, как Вы можете оставаться собой и защищать свое мнение, если в игре участвует иерархия.

Тот ли Вы человек, который склонен к тому, чтобы в присутствии «сильных» исполнять роль «бессильного» и стать маленьким, или же Вы можете оставаться собой, четко и однозначно определять свою позицию, даже когда это неудобно.

Если Вы чаще выбираете роль «бессильного», то Вам нужно исследовать, откуда исходит это поведение. Скорее всего, причины можно найти в детстве.

Может быть, у Вас были очень властные родители? Наказывали ли Вас, если Вы четко и ясно формулировали свое мнение и желания? Такое поведение может объясняться и отрицательным опытом в профессиональной жизни (например, авторитарное начальство). Это значит, что Вам нужно отказаться от старых ролевых образов и выступить в новой роли. Не позволяйте себе больше пользоваться старым опытом, а попытайтесь приобрести новый.

СИТУАЦИЯ 3

В команде, которой Вы руководите, Вас не устраивает климат. Часто возникают трения, но без открытых ссор, а только глухой ропот на всех и ни на что; Никто не чувствует себя по-настоящему хорошо.

Как Вы будете себя вести?

  • Если настроение в группе плохое, это меня сильно беспокоит. Я стараюсь не присутствовать при каждой стычке, поскольку у меня это вызывает сильный стресс. Если же я все-таки должна присутствовать, я сдерживаюсь.
  • Я пытаюсь обнаружить, почему в группе плохое настроение. Я четко высказываю, что меня беспокоит в группе.
  • Я исхожу из того, что везде можно встретить плохое настроение. Я стараюсь шутить или быть веселой, чтобы остальные снова «оттаяли». Если же это не помогает, я просто выжидаю. Когда-нибудь проблема разрешится сама собой.

Здесь мы хотим установить, к чему Вы как руководительница имеете склонность в конфликтной ситуации. Если Вы ведете себя, как в пункте б) то Вы пытаетесь прояснить ситуацию, раскрыть конфликт и разрешить его.

В пункте а) Вы склонны к поведению бегства и ничегонеделанья, а в пункте в) стараетесь сгладить конфликт. Именно в конфликтных ситуациях в группе самой важной является проясняющая роль, но она же и самая трудная. В большинстве случаев можно исходить из того, что в проблематичной ситуации в группе никогда не бывает виноват только один человек. Всегда есть люди, которые что-то делают, и другие — которые это допускают. Для проясняющей роли чрезвычайно важно, чтобы Вы могли хорошо слушать людей, понять одних, не высказывая им сочувствия, и не расспрашивая других.

Если Вы выбрали «убегание» или «сглаживание», необходимо улучшать Вашу способность разрежать конфликтные ситуации. Здесь нужен первый шаг — посмотреть на Вашу собственную личность. Чего Вы боитесь в конфликтных ситуациях? Страх делает Вас неспособной к действиям. Затем Вы нуждаетесь в репертуаре для конфликтной стратегии. К нему относятся:

  • умение слушать;
  • умение разложить проблему на более малые составляющие;
  • умение отфильтровать от наносного;
  • выяснить, какие чувства задеты;
  • разъяснить недоразумения;
  • уметь думать за все стороны и
  • позитивная самооценка для того, чтобы выдержать негативную реакцию других.

А теперь настало время провести инвентаризацию и показать, какими социальными кавыками Вы уже обладаете, а какие Вам еще нужно приобрести. Оцените свою социальную компетентность, пользуясь следующим опросным листом.

Имеются два пути, по которым Вы можете дальше развивать Вашу личность как руководитель: через самостоятельные размышления и самопознание, т. е. в форме самооценки, и обратной связи, которую Вы получаете от других по отношению к Вашей личности, т. е. в форме оценивания другими.

Для этого попросите хотя бы одного человека, который Вас хорошо знает и в состоянии определить Вашу социальную компетентность, заполнить
для Вас опросный лист «Так меня видит...», т. е. дать Вам оценку.

Здесь перед Вами конечно возникает вопрос: Кого выбрать? Кто мог бы для меня это сделать? Этого мы не можем решить за Вас. Наш совет: при выборе человека ищите того, кто не будет Вам говорить только любезности, кто не будет заглядывать Вам в рот — на наш взгляд, такие не годятся. Выбирайте кого-нибудь, кто верит в себя, может выразить критическое мнение, не «поджаривая при этом Вас на сковородке».

Так видит меня ..................................................