Керамические одежды. Показ моды

Керамические одежды. Показ моды Керамическая настенная плитка в ванной комнате выполняет примерно такую же роль, как и картины в Лувре. Она создает не просто дизайн и облик этого помещения, она придает ему современный смысл. Попробуйте мысленно убрать из Лувра все картины, и что в нем останется? Голые стены, лишенные всякого внутреннего очарования? Королевским дворцом он опять никогда не станет. Он обязан превратиться во что-то новое, отвечающее новым ожиданиям и новой эпохе. И люди, казнившие короля, сделали правильный выбор: пусть это будет музей.

Нечто похожее происходит сегодня с ванной комнатой, она перестает быть утилитарным сантехническим помещением. Но какой станет ванная комната завтра? Это во многом зависит от того, какую керамическую плитку мы выбираем для нее сегодня. Производители этой плитки считают, что именно их продукция создает дизайн и облик ванной комнаты, придает ей новый смысл. Оборудование, мебель уже подбирают под настроение, создаваемое керамической плиткой. Так, по крайней мере, утверждают производители этой плитки. Что же она собой сегодня представляет? Какой моде следует и в каком направлении обновляется? Традиционно популярная выставка MosBuild-2010, которая обычно раз в год собирает в одном месте лучших производителей в этой области, дает нам и лучшую панорамную картину происходящего, и лучший обзор деталей достижений в керамике.

Портрет Дориана Грея

Вечно ироничный Оскар Уайльд впервые попытался взглянуть на себя без предвзятой иронии. Слишком много своих порывов и афоризмов он вложил в уста и работу художника, написавшего совершенную картину красивого юноши — портрет Дориана Грея. И категорически отказавшегося выставлять эту картину на любой выставке, чтобы не обнажать свои и без того обнаженные чувства перед любопытными взглядами.

И Лувр, и портрет Дориана Грея невольно вспомнились мне, когда я прогуливался по выставке MosBuild-2010 мимо стенда с новыми коллекциями ке рамической плитки марки CERSANIT. Было такое ощущение, как будто я попал в картинную галерею. Производители привезли на эту выставку в качестве маркетинговых образцов, уже готовых к серийному производству, коллекцию настенной керамической плитки для ванных комнат, на которой в качестве декоративных рисунков  были изображены с помощью особой технологии старинные черно-белые фотографии узнаваемых городов и событий. Подумалось, применяя такую технологию, человек волен превратить сегодня стены своей ванной комнаты в личный фотоальбом и, учитывая интимность помещения, придать этим фотографиям любой, даже непригодный для широкого обозрения смысл. Либо, наоборот, превратить свою ванную комнату в эдакий музей приятных воспоминаний, по которому можно будет даже устраивать мини-экскурсии для близких друзей и подруг.

Кстати, посетители выставки с интересом присматривались к этому керамическому новшеству. Как оно приживется в наших ванных комнатах, пока трудно сказать — покажет время. Но в этом новшестве, мне кажется, интересен не столько сам факт «печатания» фотографий на керамической поверхности, хотя прием, бесспорно, весьма эффектный, сколько новые, постоянно совершенствующиеся технологии производства керамической плитки. Сегодня они становятся в некотором смысле локомотивом всей керамической отрасли и во многом определяют тенденции в дизайне плитки. Настенная керамика, в том числе и в ванной комнате, приобретает новые, практически неограниченные возможности в обработке и оформлении своих поверхностей.

Визуальный ряд плитки, безусловно, расширяется. Но монохромная тональность, даже при использовании вновь изобретенных цветов, все равно слегка теснится наступающей графикой. По крайней мере, так кажется после знакомства с выставочными стендами, которые, правда, далеко не всегда отражают реальное положение дел. Однако нельзя не заметить, что визуальность, как важная и сравнительно новая характеристика плитки, явно уступает ее новейшему качеству — тактильности.

Современную плитку надо не только видеть, ее необходимо чувствовать, к ней необходимо и даже, можно сказать, «хочется» прикасаться. Потому что поверхность плитки далеко не всегда использует зеркальную гладкость, как бесспорное достоинство. Очень часто встречается плитка с рельефной поверхностью. Технология позволяет расширять физическую структуру поверхности плитки именно на уровне физических ощущений. Таким образом, модный нынче тренд в сторону имитирующих возможностей керамики обретает не только визуальный вектор направленности, но и прочувствованный на уровне прикосновения.

Способность к имитации — важнейший дизайнерский ход в современной керамике. Как известно, ни один из натуральных отделочных материалов не обладает такими преимуществами в использовании, как керамика. Уже с десяток лет, благодаря инновационным технологиям, производители с ее помощью виртуозно имитируют любые поверхности, будь то дерево, камень, ткань или кожа. Казалось бы, искушенного российского покупателя уже трудно чем-либо удивить в области плитки. Однако нет предела совершенству! Глубокие рельефы, «игра» фактур, точная передача тонов и оттенков — вот суть большинства новых коллекций, которые позволяют создавать модные, подлинно аутентичные поверхности.

В новом сезоне под маркой CERSANIT вас восхитит выразительная красота натурального дерева, покрытого лаком (эффект усиливается благодаря протективе) напольной плитки Сатро, благородный рисунок прожилок черного и белого мрамора Emperador, блестящая шелковая ткань, вышитая гладью (коллекция Ricamo). Сотканный из тысячи капель гранили, ленточный орнамент — змейка создает ритмическую основу интерьера в стиле Punto. Уникальная «живая» фактура. К ней так и хочется прикоснуться!

Если говорить о тональности керамики, то CERSANIT придерживается в этом сезоне идеологии домашнего покоя, «особенно в ванной комнате, где так приятно отдохнуть от суеты рабочего дня». Пастельная гамма оттенков, нежные рисунки, ненавязчивые декоры — плитка из новых коллекций Arte и Ricamo прекрасно подойдет для оформления ванной комнаты в традиционном стиле. У каждой из этих коллекций есть свои «изюминки». Интересные глубокие рельефы (опять рельефы, как основное достоинство!), необычная цветовая гамма (например, лимонно-желтая плитка Ricamo) и нежный, едва различимый на отблеск, рисунок основы, которому перламутровая глазурь добавляет глубины и выразительности, составляют определяющее тенденцию предложение на рынке керамической плитки.

Керамические одежды. Показ моды Даже такие авторитетные специалисты, которые в силу своего национального характера являются последовательными любителями ярких и контрастных красок, как испанские производители керамической плитки, объединенные под брендом TILE OF SPAIN, вынуждены оговориться и слегка дистанцироваться, рассказывая о своем выставочном стенде, выдержанном «в ярких красках нового рекламного имиджа». Когда же речь непосредственно заходит о самих керамических коллекциях, то тональность представления несколько изменяется.

«Выставка предоставляет отличную возможность сравнить коллекции, рассмотреть детали и оттенки декора,— говорилось на пресс-конференции TILE OF SPAIN,— прикоснуться к плитке, ощутив ее сложный рельеф, чередование матовых и глянцевых, гладких и шероховатых участков. Актуальные металлизированные вкрапления, завораживающая мозаика самых различных форм и размеров, виртуозное использование цветной и прозрачной глазури, неотличимые от натуральных трещинки и углубления, выраженный футуристический рельеф, роскошные имитации текстильных драпировок и ручной вышивки». Как видно, из этой информации пресс-релиза акцент в испанской керамике сегодня тоже делается на оттенки, рельефность, имитацию структур.
Выходила на берег «Катюша»

Есть новости, которые способны если не видоизменить, то серьезно повлиять на рынок керамической плитки в России. Причем во всех ее сегментах от премиум-класса до массового производства. Компания VILLEROY&BOCH открывает на территории нашей страны в самое ближайшее время свой первый склад эксклюзивной керамики. Это значит, что компания сама, без посредников, берется доставлять и растаможивать керамическую плитку. А это в свою очередь значит, что интерес компании к нашему керамическому рынку явно возрастает и производители, чтобы усилить конкурентную способность своей и без того востребованной продукции, сами в полном объеме берутся за дистрибуцию.

Другая новость может затронуть всю систему производства керамической плитки в нашей стране и, бесспорно, оздоровит конкуренцию на рынке. Кроме того, в ближайшее время компания VitrA — мировой лидер в производстве керамической плитки (995млнм2 плитки в год!) открывает в России свой первый завод по производству плитки.

Каждый год VitrA представляет на рынке около 20 новинок плитки. В этом году, в связи с таким знаковым событием, как открытие первого
завода в России, компания подготовила специальные коллекции именно для нашего рынка. Мне уже посчастливилось увидеть эти коллекции. Размер у них самый модный, ходовой — 20x50 см. Коллекция «Катя» — современная интерпретация традиционного искусства русской хохломы с ее блестящим белым, черным и красным цветами... «Катя» является реальным проявлением великолепия и роскоши. Платиновый и сверкающий золотой проблески добавляют исключительную оживленность узорам на этой плитке.

Еще один мотив на тему русского национального самосознания — дерзкая и веселая новая линия керамической плитки для традиционно знакомого нашему слуху названия «Матрешка». Производители утверждают, что она «столь же обаятельна, как и ее тезка— всеми любимая русская матрешка. Смелые цвета и стилизованный цветочный орнамент добавляют тепло в современную ванную комнату, поскольку с «Матрешкой» отчетливо чувствуется близость к родному искусству».

Отражение национального вкуса и национальных предпочтений в керамике — идея не новая, но достаточно подзабытая для того, чтобы привносить собой новизну в современный интерьер. И что важно — идея неоднозначная и очень смелая на данный момент и в некотором смысле даже рискованная. Но здесь можно положиться на опыт и безупречный керамический вкус всемирно известной компании, которая уже не в первый раз выходит на национальный рынок плитки с помощью узнаваемых ассоциаций, вызванных традиционными национальными представлениями. И я не вижу в реализации этой идеи ни лубочного подхода, ни чрезмерной эксплуатации психологической привязанности, которые могут показаться на первый взгляд, скорее, это дальнейшее, социальное развитие популярных нынче идей подражания природе, акцент на натуральность не только материалов, но и глубоких чувств.

Оперировать подобными человеческими иллюзиями с помощью различных имитаций, повторюсь,— ход смелый и рискованный. Не случайно, сегодня специалисты компании VitrA говорят о тенденции фокусника и путешественника во времени, следующего из прошлого в будущее, от народныхтрадиций до модернизма. И еще несколько наблюдений над другими новыми коллекциями плитки компании VitrA. Мозаика стала более узорной. Дизайн — между гламуром и практичностью. Очень быстро совершенствуются технологии, что дает еще больше свободы дизайнерам. Что касается формы, то квадратной плитки на стенах ванной комнаты больше нет, есть только прямоугольная, и фигурная, с фигурами для которых даже не существует названия.

Великий имитатор

Однако для развития собственного вкуса и представлений надо послушать и противоположную точку зрения, которая на данный момент хотя и не является преобладающей по массе своей, но, тем не менее, звучит достаточно убедительно и правомерно. У Сальвадора Дали есть знаменитая картина «Великий мастурбатор», где подмена естественного желания неудержимой фантазией, точнее имитация исполнения желаний с помощью фантазий, приводит к деформации структуры внутренних переживаний.

Керамические одежды. Показ моды Владелец фирмы PETRACER'S и создатель декоров Angelo Marchesi, компании, хотя и новой на российском рынке, но тем не менее одной из трех самых узнаваемых итальянских керамических фирм, которой принадлежит бренд-бестселлер Grand Elegance, давший жизнь целому направлению керамической плитки, отражающий определенный уровень классики, никогда не выходящей из моды, подобно кашемировым шарфам, считает, что игра в имитацию на керамическом поле не может продолжаться бесконечно и обязательно должна иметь свои пределы.

«Если смотреть на керамику как на подручный материал, пригодный лишь для того, чтобы вызвать соответствующие ассоциации и ощущения от керамики, как от других материалов, например, дерева, мрамора, ткани, используя при этом примитивную имитацию, то это путь в никуда — говорит Angelo Marchesi.—Лучший мрамор — это сам мрамор, лучшее дерево — это само дерево. И нет возможности передать его структуру, ощущения от общения с этой структурой с помощью других материалов. Хороший актер — это не тот актер, который копирует игру другого актера. Керамика самодостаточна. Она по-своему декоративна, по-своему индивидуальна. И эту индивидуальность обязаны сохранять производители, работающие с керамической плиткой. Потому что, если мы, действительно, говорим о натурализме как некой керамической моде, самое время вспомнить, что керамика, прежде всего,— это и есть керамика и никак ничто другое, отдельно его напоминающее.

Потенциал керамики как облицовочного материала огромен и до сих пор до конца еще не исследован производителями и дизайнерами. Это и формы, и цвет, и рельеф. И уж коль керамическая плитка является основным элементом в дизайне ванных комнат, то мы и должны понимать самоценность дизайна как его исключительность, не путая при этом индивидуальность с подражанием».
Основную же тенденцию в развитии керамической плитки Angelo Marchesi предлагает искать и рассматривать не просто в сфере нового цветового дизайна и новых форм, а в области применения новейших технологий, которые сегодня позволяют выпускать, к примеру, невероятно тонкую плитку. Именно новые технологии, в первую очередь, открывают сегодня новые возможности для применения керамической плитки.

Если же говорить о керамической плитке как о художественном произведении, а она сегодня уже достойна такого сравнения, то невольно возникает вопрос, что надо считать ее содержанием, а что формой, что средством выражения, а что образом? Вопросы эти отнюдь не отвлеченной праздности. А учитывая характер плитки как отделочного материала, подобная вопрошаемость, вообще, превращается в практичность.

И, возможно, впервые в практике дизайнеры современности пытаются использовать эстетическую красоту в сугубо практических целях. Поэтому мы не можем уже любоваться красотой исключительно как отвлеченным понятием, так, кстати, было раньше, мы должны воспринимать красоту в данных обстоятельствах как показатель качества практичной вещи. Уравнение: красота равно качеству, либо качество и есть красота, утверждение, немыслимое для предыдущих эстетических систем, сегодня не просто становится непреложным дизайнерским законом, но и обретает постоянное практическое доказательство.

Это свойственно в наши дни дизайнерским объектам любой сложности, в том числе смесителям, раковинам, кухням, но особенно заметно подобное проявление на более простых, с обывательской точки зрения, объектах, таких как керамическая плитка. И, действительно, если мы будем говорить о новизне и глубине изображений на плитке, ее привычной или необычной форме, мы обязательно будем соотносить данную нам видимость с качеством этой продукции. Красивая вещь сегодня не может быть не качественной. Потому что современное производство продукции устроено таким образом, что именно технология определяет границы дизайна, а дизайн, в свою очередь, ставит перед технологией новые задачи и таким образом ее развивает. Эта неразрывная связь и определяет равнозначность красоты и качества.

А если и дальше проводить аналогии керамической плитки с художественным произведением, например, скульптурой или живописью, то будет очевидно, что изображение на плитке, ее размер и форму можно считать именно содержанием этого произведения, а качество плитки — формой ее существования. Ибо вне качества, как единственной формы существования любой практической вещи, никакой прекрасный образ, создаваемый этой вещью, не достоин рассмотрения и восхищения, так как он просто-напросто лишен всякого смысла.

Красота есть качество, а качество определяется красотой!