Командная тирания

Подпишись на нас:

Одно из самых худших и дорогостоящих решений, которое может принять организация, — начать создавать команды, когда на самом деле ее интересует просто атмосфера более активного сотрудничества.

Часто компании неправильно понимают, что такое сотрудничество. У некоторых менеджеров слово «сотрудничество» до сих пор ассоциируется с коллаборационистами, людьми, которые во время Второй мировой войны сотрудничали с нацистами. И поэтому эти менеджеры против сотрудничества. Другие бледнеют при упоминании этого слова, потому что оно звучит как-то слащаво и не по-мужски. «Эй, парень, ты о чем?»

Печальный вздох.

Но те, у кого достаточно серого вещества, понимают, что сотрудничество неотделимо от эффективности. В основе идеи организаций лежит представление о том, что люди трудятся вместе — сотрудничают — ради достижения общей цели.

Нельзя сказать, что атмосфера сотрудничества — абсолютная необходимость для команды. Некоторые команды успешно действуют в обстановке жесткой конкуренции.

Но лидерам таких команд полезно подумать о том, чтобы увеличить в атмосфере команды содержание сотрудничества. Команды вполне могут работать в ситуации конкуренции, но они станут работать лучше, если участников поощряют делиться информацией и опытом — в том числе рассказывать о своих неудачах, что в конкурентных командах обычно запрещено.

А теперь — одна важная мысль. Команды могут обойтись без сотрудничества, а организации могут наслаждаться всеми благами сотрудничества, не имея команд. Создав командную структуру, можно в то же время уничтожить дух сотрудничества.

По-английски сотрудничество — collaboration.



Прежде чем создавать команды, компания должна подумать о том, сможет ли она соответственно изменить свою культуру, превратиться в организацию, где люди делятся опытом и думают вместе.

Начать создавать команды, когда нужен всего лишь дух сотрудничества, — значит вызвать к жизни ужасный призрак командной тирании.

Командная тирания возникает, когда организация железной рукой принуждает каждого действовать исключительно на командной основе. Логика здесь нехитрая: «Команды — это прекрасно, так что давайте работать в командах».

Возьмем в качестве примера одну из наших любимых компаний, Honeywell, ныне — подразделение Allied Signal. Honeywell всегда первой подхватывала новые идеи. И это хорошо. Но голод на новые идеи в конце концов сделал организацию рабой своих капризов. А это плохо. В моду входит какое-то новое слово (управление качеством, реинжиниринг), и люди теряют от него голову.

В конце 70-х — начале 80-х в американских компаниях во шли в моду «кружки качества**. Honeywell кинулась в эту идею с головой. Люди из отдела по управлению персоналом Honeywell начали скромно, с шести кружков, состоявших из хорошо обученных рабочих. Скоро каждый менеджер и руководитель захотел сам создать такой кружок, и кружки стали расти как грибы после дождя, без какой бы то ни было координации и обучения. Через шесть месяцев в компании было 625 плохих кружков качества.
Сейчас мы уже знаем, что случилось с кружками качества по всей стране: они провалились, потому что у них не было никаких полномочий и их никто не слушал. Хаос, замешательство, разочарование и гнев Honeywell были поистине безграничны. Б течение 18 месяцев 620 этих команд бесславно умерли, и контроль качества снова стал личным делом каждого.

«Кружки качества» — группы численностью до 10 человек, преимущественно из одной бригады (участка), связанных между собой условиями технологического процесса. Создаются для решения проблем обеспечения качества и обучения членов группы передовым методам такой работы. — Прим. пер.

С учетом этого опыта стоит ли удивляться, что такие компании, как Honeywell, до сих пор ведут изнурительные бои, пытаясь внедрить менеджмент тотального качества и другие программы, ориентированные на команды? Honeyzeell достаточно просто посмотреть в зеркало и вспомнить: это сделало с ней управление качеством.

Да, так все еще бывает. Единственное, что изменилось, — слово. На этот раз это команды. Будь в команде — или проиграешь. Кто же станет возражать против такой хорошей идеи, как команды?

Если эта идея не имеет смысла, возражать станет каждый. Вели спросить людей, почти все скажут, что командная работа — это хорошо и они сами участвуют в одной или двух командах. Проблемы возникают, когда командная работа становится обязательной и люди чувствуют, что их принуждают создавать команды по любому поводу.

Выражение «командная тирания» («Ты должен быть демократичным, ты должен быть открытым, ты должен делиться!») звучит парадоксально. Но это происходит все время. Если вы наблюдаете подобное, остановите это.


Следующее: Ч.1. Мечта о командах. Глава 1. КОНЦЕПЦИЯ КОМАНДНОЙ РАБОТЫ: ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ

Предыдущее: Ч.1. Мечта о командах. Глава 1. КОНЦЕПЦИЯ КОМАНДНОЙ РАБОТЫ: ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ

Интересное: Глава 25. МИФ О ТОМ, ЧТО КОМАНДНАЯ РАБОТА ЭФФЕКТИВНЕЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ
ПОДЕЛИСЬ!