Коррекция

Увеличить

С течением времени становится невозможно применить термин «коррекция» (в контексте образования)  к личности человека. Его можно отнести либо к определенным технологическим составляющим специальной педагогической помощи, или к среде, которая окружает человека. Именно поэтому чаще используется «дефектология» а термин «специальная педагогика».

Специальная педагогика — по праву признали в научном и практическом профессиональном сообществе. Им грамотно заменили  «дефектологию» так как считают более емким, чем коррекционная педагогика. В основе термина лежит латинское слово specialis — особый, своеобразный, благодаря которому подчеркивается личностная ориентированность данной сферы педагогики на решение нестандартных, целиком индивидуальных проблем образования конкретного человека.

Этот термин стали применять еще по некоторым причинам, в первую очередь потому что в нем отсутствует смысл «диагноза», «ярлыка», «силового действия» по отношению к ребенку, оно не унижает человеческое достоинство. С его помощью можно  говорить о системе педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями жизнедеятельности и испытывающими особые потребности в сфере образования. Медосмотры должны быть постоянными при подобных болезнях.

На этом примере мы вполне понятно объяснили, что существует необходимость этимологического,  педагогического и семантического анализа терминов, вызывающих сегодня дискуссии. Так как многие незнакомые термины используются  беспорядочно якобы для новизны, гуманизации профессионального понятийного аппарата той отрасли педагогики, которую мы называем специальной. Возможно, причина в том, что дефектология долгое время не вырабатывала собственного, педагогического по смыслу, понятийного аппарата, заимствуя терминологию из медицины и психологии. И именно поэтому, дефектология полностью перенимала и методологические подходы данных наук, не создавая при этом собственных, педагогических. Результатом стало то, что очень часто дефектологи называют своих подопечных то детьми с патологией, то больными, то аномальными и считают, что коррекция — панацея от всех проблем.

Специалисты, которые сейчас занимаются проблемами такого контингента детей даже не задумываются, насколько странно звучат такие термины, «аномальное детство», «коррекционное развитие», «коррекционная диагностика». Возможно, в очень скором будущем мы будем слышать о коррекционной жизни, коррекционной судьбе и так далее…

Что бы этого не произошло, стоит всего-навсего спокойно и вдумчиво проанализировать сложившиеся термины, а так же четко определить, к какой отрасли знания относится дефектология: к педагогике, к медицине, к психологии?

Медсправка для гаи - http://www.medok-med.ru/gai.php