Кто важнее - люди или капитал?

Подпишись на нас:

Английское слово "управление" (management) происходит от латинского слова manus("рука"). Первоначально оно употреблялось в тех случаях, когда речь шла об управлении лошадьми. Умелое обращение с этими благородными животными называлось "искусство менеджмента" и имело в виду искусство управления. Позже это слово перенесли в область человеческих отношений и стали обозначать им управление людьми и организациями.

Итак, менеджер это управляющий. Чем и кем он управляет? И главное — как? Лучше всего представить себе современный менеджмент на примере такой высокоразвитой страны, как Япония.

Вы, конечно, знаете, что Япония находится на одном из первых мест в мире по производству компьютеров, автомобилей, видеотехники и других важнейших для цивилизации вещей. Даже такая богатая и развитая страна, как Соединенные Штаты Америки, по многим показателям уступает Японии. "Как же могло так получиться, что какое-то островное государство, размером всего со штат Калифорния, за какие-нибудь три десятка лет смогло пройти путь от кустарной мастерской до современного автоматизированного предприятия?" — спрашивали американские бизнесмены.

Чтобы найти ответ на этот вопрос и на месте выяснить, в чем тут дело, толпы американских менеджеров и экономистов ринулись в Японию. За американцами хлынули немцы, англичане, французы, шведы... Все они, вернувшись домой, рассказывали о "японском чуде", и чудо это — японский менеджмент. Давайте попробуем разобраться в этом и мы.

Японцы считают, что их менеджмент, или система управления, стоит на трех китах: техника и всевозможные технологии, капитал, люди. В разных странах на первое место ставят то технику, то капитал. По мнению японцев, необходимые для успешного бизнеса приоритеты следует расставить так.

  1. Люди.
  2. Капитал.
  3. Техника и технологии.

Япония развила свою экономику в значительной степени благодаря уникальной системе управления, которая в большой степени обусловлена специфическим японским самосознанием. Каковы же его особенности?

Прежде всего — устремленность в будущее. Японцы убеждены, что чем лучше они будут работать сегодня, тем богаче и достойнее будет их жизнь завтра. И это не слепая вера. Дело в том, что каждый год фирма добавляет зарплату своим служащим. Люди, проработавшие в фирме 7 лет, обязательно повышаются в должности. Уходя на пенсию, работники получают хорошее выходное пособие (сумму денег, начисляемую в процентах за все годы работы).

Кроме того, вера японцев в обеспеченное будущее базируется на такой национальной черте, как запасливость. По данным статистики, средняя японская семья ежемесячно откладывает в банк примерно 20% своего бюджета, что в три раза больше, чем американская.

Типичная японская фирма представляет собой своеобразную пирамиду. Она состоит из трех уровней.

  1. Кэйэйся (высшая администрация).
  2. Канрися (среднее звено управления).
  3. Иппанся (рядовые работники).

Руководство фирмы (совет директоров) — это самый высокий уровень управления. Обычно в него входят:

  • председатель совета директоров;
  • президент;
  • вице-президент;
  • исполнительный директор.

А теперь обратим внимание на наши, отечественные, особенности менеджмента. Очень часто у нас менеджерами называют специалистов, менеджерами вовсе не являющимися. В большинстве случаев "менеджерами по продажам" называют торговых агентов либо коммивояжеров. Возможен и менеджер по продажам, но это руководитель торгового подразделения или коммерческий директор.

Однако вернемся к тому, что менеджер, как уже говорилось, — руководитель, и у него всегда имеются подчиненные. Менеджер может быть предпринимателем, то есть руководить собственным делом, а может быть наемным работником (именно последних принято называть менеджерами). Он может руководить коммерческой либо некоммерческой организацией.

Менеджеры возглавляют государственные, общественные и религиозные организации, и этот список можно продолжить. Причем менеджер может возглавлять предприятие и организацию (менеджеры высшего звена), а может возглавлять только ее часть (менеджеры среднего и низшего звена).

Профессиональный менеджер должен обладать как минимум двумя качествами.

  1. Профессиональной подготовкой; для управления необходимо обладать знаниями в области теории менеджмента, которые можно получить только в процессе обучения.
  2. Способностями и личными качествами, необходимыми для управления.

Заметим в скобках, что наличие профессиональных знаний еще не гарантирует, что мы имеем дело с менеджером. А наличие способностей может проявиться, несмотря на наличие различных тестов, только на практике.

Насчет личных качеств менеджера есть у нас в запасе одна история. В небольшой фирме, которая занималась торговлей моющими средствами, работали в отделе сбыта два менеджера. Один, назовем его Василий, работал так: выполняя распоряжения начальства, инициативы не проявлял, и, если ему не давали задания, мог часами сидеть за компьютером и играть в разные "стрелялки и бродилки", но с умным видом. Другой, назовем его Николай, работал по-другому. Он тоже выполнял распоряжения руководства, но у него была хорошо развита фантазия, он любил мечтать, и потому в те моменты, когда указаний не поступало, сам что-нибудь придумывал. Однажды он собрал всех торговцев-лоточников, продающих на улицах моющие средства его фирмы, и сказал:

— Доброе утро, дамы и господа! Я пригласил вас для того, чтобы провести небольшое исследование. Сядьте поудобнее, закройте глаза и представьте, что шампунь, который вы продаете, — это животное. Ну же, смелее! Это лебедь

или кролик? Он пушистый, как ангорский кот, или скорее скользкий, похожий на дельфина? А теперь откройте глаза, возьмите фломастеры и нарисуйте, как вы себе представляете наши лучшие товары.

Продавцы охотно рисовали шампунь в виде слона, а мыло в виде рыбы. И нужно сказать, это им очень понравилось. Николай время от времени проводил подобные занятия, а лоточники ждали их с нетерпением и увлеченно обсуждали.

Вскоре оказалось, что количество продаж у тех продавцов, с которыми занимался Николай, увеличилось. Это заметило руководство фирмы, и инициативный менеджер получил премию.

Как вы думаете, почему Николай вскоре стал начальником отдела сбыта? И почему менеджер Василий не смог сделать карьеру и спустя пять лет оставался на том же месте и с той же зарплатой, что и в начале?

ПОДЕЛИСЬ!


Подпишись на нас, чтобы ничего не пропустить: