Куприн об особенностях большевизма или Главная причина психопатии в современном российском обществе

Всегда ЗДРАВСТВУЙТЕ, друзья мои!

Замечательный русский писатель Александр Куприн родился 26 августа (8 сентября) 1870 года в уездном городе Наровчате Пензенской губернии, в семье мелкого чиновника-секретаря мирового съезда Ивана Ивановича Куприна. Отца своего будущий писатель не помнил, тот умер от холеры в августе 1871 года и годовалый Саша вместе со старшими сестрами, Софьей и Зинаидой, остался на попечении матери - Любови Алексеевны Куприной. Через два с лишним года после смерти мужа вдова с тремя детьми переезжает в Москву, где устраивает дочерей в закрытые учебные заведения, а сама с сыном поселяется в Кудринском вдовьем доме. В нём, описанном много лет спустя в рассказе "Святая ложь", Куприн прожил до шестилетнего возраста. Летом 1876 года он был отдан в Разумовский сиротский пансион, в котором пробыл четыре года.

По окончании пансиона Куприн в августе 1880 года был принят во Вторую Московскую военную гимназию, которая через два года после этого реорганизовалась в кадетский корпус. Здесь будущий писатель провёл ровно восемь лет - до августа 1888 года, а о том, что представляло собой это учебное заведение, Куприн рассказал в своей известной повести "На переломе" ("Кадеты").

Осенью 1888 года Куприн поступает в 3-е Военное Александровское училище, готовившее пехотных офицеров, и кончает его в чине подпоручика в августе 1890 года.

В это время Куприн впервые печатается. Это небольшой рассказ "Последний дебют" в журнале "Русский сатирический листок" от 3 декабря 1899, № 48, который автор считал не удавшимся....

Окончив юнкерское училище, Куприн в августе 1890 года был направлен на службу в 46-й пехотный Днепровский полк.

В годы военной службы Александр Иванович не оставлял занятия литературой. Было написано много стихотворений и, кроме того, несколько произведений в прозе.

Однако, необходимо было совершенствовать своё мастерство, а для этого нужно было уехать из провинции.

Единственным возможным, хотя и трудно достижимым для офицера средством вырваться в те годы из захолустной армейской среды, было
поступление в Академию генерального штаба. Куприн решил использовать этот шанс, и в конце лета 1893 года он едет в Петербург сдавать экзамены в Академию. Экзамены шли успешно, но перед самым окончанием их молодой офицер по распоряжению командующего войсками Киевского военного округа генерала Драгомирова был неожиданно отозван обратно в полк, распростившись с надеждой попасть в Академию. Вернувшись в полк Куприн ещё в течение года «тянет» служебную лямку и только осенью 1894 года он принимает решение выйти в отставку, покидает городок под названием Проскуров и переезжает в Киев.

Так как специальности Александр Иванович не имел, то живя в Киеве, он занимается журналистской деятельностью и пробует себя в роли начинающего писателя. Иногда ему приходится работать грузчиком на заводе, зубным врачом, землемером, актёром, рыбаком, управляющим имением и т.д.. Благодаря такому опыту Александр Иванович Куприн обрёл огромный и интереснейший материал, опираясь на который, он, впоследствии, напишет множество замечательных рассказов.

Александр Иванович Куприн

Куприн изъездил всю Россию, меняя одну профессию за другой. Он изучил эту страну и знал все её разнообразные качества, любил жить одной жизнью с простыми людьми, выспрашивать их, следить за ними, запоминать их язык, их говор.

Обосновавшись в Киеве, Куприн много путешествовал по Украине, ездил по украинским селам и местечкам, подолгу жил в Одессе, Екатеринославе, Житомире, Севастополе, бродил по югу Украины с передвижными цирками....

Так, постепенно, из года в год, Куприн стал таким же бывалым человеком, как Горький, с которым он потом подружился; и как Лесков стал знатоком своего народа и его описателем, никогда не ощущая недостатка в "живом" материале. Всё занимало его, и обо всём он рассказывал живо, со вкусом, ни на минуту не сомневаясь в том, что это интересно и всем окружающим....

Куприн за работой

....Мы знакомимся с его творчеством уже в детстве, с замиранием сердца слушая, как нам читают, или читая уже самостоятельно его рассказ «Белый пудель»; встречаемся вновь в отрочестве, размышляя над повестью «Гранатовый браслет», которая ставит перед нами весьма непростые вопросы… И как жаль, что немногие из нас обращаются к Куприну в зрелые годы, а ведь каждое его произведение – это урок человечности!

....100 лет назад тысячи поэтов, писателей, художников и учёных, мыслителей и композиторов были вынуждены бежать из России, скитаться, искать прибежища, тщетно пытаясь влиться в незнакомый строй жизни, всё время думая об оставленной Родине, мечтая вернуться и боясь себе в этом признаться. Путь каждого из них на родную сторону был долгим и мучительным. Большинству при жизни так и не удалось его проделать.

100 лет для истории – это совсем небольшой отрезок на прямой, направленной из прошлого в будущее. Войны, революции, достижения и сокрушительные поражения, тем более – судьбы отдельных, пусть и гениальных, людей на этом промежутке едва видны.

Куприн, как и многие его современники, в смутные годы с энтузиазмом и последующим разочарованием воспринял две вещи: революцию и эмиграцию. Большевистский переворот быстро выветрил из его сознания все иллюзии и надежды - слишком уж разительно расходились цели и методы их достижения. А ведь он-то отчётливо видел все пороки царской России и всеми силами души стремился их изжить....

Александр Куприн с любимой женой Елизаветой Морицовной Гейнрих

Сегодня, дорогие мои, я предлагаю вам рассказ А.И. Куприна, который, скорее всего, многим из вас неизвестен. Называется он "Пестрота" и опубликован в 1921 году. Ровно 100 лет назад. Прочитав его, вы получите объяснение негативным процессам, что происходят в нашем российском обществе сегодня....

ПЕСТРОТА

"Теория большевизма, как, впрочем, и всякая социалистическая теория, осталась для русских масс непонятной. Глубокий, но простой и легко усвояемый смысл имела его практическая программа.

«Мир хижинам, война дворцам». «Грабь награбленное». «Смерть буржуям и капиталистам». «Вся власть пролетариату». От всех этих лозунгов густо запахло наживой, властью, местью, весельем грабежа, жутко манящей, приторно сладкой безнаказанностью убийства, пьяными разгульными красными денёчками, колдовским запахом свежей крови…

И как странно, дико и пёстро потянулись к большевизму русские люди всевозможных профессий сообразно с качеством этих соблазнительных приманок и с особенностями своего ремесла.

Крестьянин присмотрелся и к большевизму, и к коммунизму: насколько они смогут обеспечить ему неприкосновенность труда на захваченной навеки земле; понюхал и отвернулся, махнув рукой со злобой и отвращением. А вместе с ним махнули рукой все его городские земляки и неудержимо потянулись в деревню.

Рабочие, несущие сложный, опасный и тяжёлый труд около доменных, пудлинговых и бессемеровских печей, на рельсопрокатных заводах, около изумительных, грандиозных машин, все эти мастера, модельщики, формовщики, литейщики, машинисты и т. п., которые раньше так открыто, смело и верно служили идее революции, давно уже отвалились от большевиков и стоят к ним в оппозиции. То же самое печатники — самые языкатые, вольнолюбивые и дерзкие люди из всех рабочих.

Совсем не грешны большевизмом степенные плотники и буйные рыболовы. Они вместе с пчеловодами считают своё ремесло «Божьим».

Обратите внимание: Общественное мнение- важно или нет?.

Кроме того, им близко артельное начало, а надо заметить, — и это очень странно, — что привычные к артели работники не уживаются с коммунизмом. Отсутствуют в коммунах каменщики, зато крупный уклон влево замечается у банщиков, привыкших не видеть в голых людях разницы; и те и другие — Тульской губернии.

Мастеровые, имеющие постоянное дело с режущим, колющим и сверлящим инструментом, — чаще всего за классовую борьбу; из них, сейчас уже вслед за сапожниками и портными, этими всегдашними кривоногими бунтарями, идут слесари и водопроводчики. Исключение — как это ни удивительно — представляют повара, люди пламенного темперамента, всегда вооружённые и к тому же баснословные пьяницы; но они — как хотите — служители высокого искусства. Пожарные — за войну дворцам, кухарки — против, как они ладят — не знаю.

Надо ли говорить о лакеях, официантах, бывших денщиках? Они неизбежно на самом левом крыле, причём достойно внимания, что наиболее ревностны в служении власти пролетариата лакеи из самых низших кабачков, а денщики — так самых лучших, добрых офицеров.

Очень старательны перед советским правительством люди полуинтеллигентных профессий и разные бывшие второстепенные, мелкие служащие: фельдшера, техники, кочегары, писаря, приказчики и всякие полуспециалисты по электричеству. В классовой борьбе они настойчиво уминают под себя докторов, инженеров и старых хозяев, обвиняя их в невежестве, эксплуатации, саботаже и корыстолюбии. Они и получают свою награду. Фельдшерам давно уже даровано звание докторов. Бывший кочегар — нередко начальник дистанции. Репортёр «Биржевых ведомостей» заведует Публичной библиотекой. Но почему бывший метранпаж стоял во главе Надеждинского гинекологического института — извините, не понимаю!

Бывшие горничные, как на подбор, ярые коммунистки. Их я понимаю более всех других. Надо знать, какое вьючное животное представляла из себя в старые времена горничная, чтобы понять её нынешние непримиримые чувства. Да! Если в большевизме отрыгнулся старинный рабовладельческий дух, то, с другой стороны, большевизм дал жестокие и незабываемые уроки для будущего!

Рядом с ними поставлю дворников, и по тем же причинам. Ночные дежурства особенно озлобляют бессонную душу, если они бездоходны. Что касается швейцаров, они, подобно парижским портье, консервативны.

Курьёзно разногласие в приятии большевизма среди тружеников, обслуживающих сообщения: телеграфисты — красны, радиотелеграфисты — пурпуровы, телефонистки склонны к большевизму прямо пропорционально красоте наружности (в Петербурге они были подряд хорошенькие); почтальоны и младшие чиновники почти до сих пор усердно и беспартийно служат своему развалившемуся делу. Тут чисто русский курьёз: два ведомства ещё до революции несли самый тяжёлый труд, менее всего оплачивались, были наиболее ответственными в денежном смысле и наиболее старались не за страх, а за совесть — почтовое и лесное.

Не будем говорить о женщинах из ЧК. Их влекут туда половые извращённости, о которых даже специалисты-психиатры мало знают из-за свойственной больным женщинам этого сорта упорной скрытности (см. Крафта-Эбинга, «Половая психопатия»). Профессиональные проститутки сделались женами комиссаров. Вреда они большого не делают, состоят в законном браке, но стоят республике немало. Кстати женский состав балета весь идейно обольшевичен.

«Души кучеров мало исследованы», — как сказал мистер Пиквик. Русских в особенности. Это была крепкая, наследственная порода — серьёзная, самоуверенная, стойкая и несколько высокомерная; общение с лошадьми воспитывало её в этом характере. Ныне она вымерла с вымиранием лошадей. Остались лихачи для комиссаров, но у них давняя общность работы.

Зато их потомки — шофёры, это уродливое явление проклятой механистической культуры, кажется, во всём мире настроены на красный лад. И немудрено: эти сверхчеловеки вследствие сидячей и потрясучей жизни сплошь тяжело больны приливами крови, нервы у них раскалены, а частые «освещения» во время стоянок тоже не способствуют душевному равновесию. Кроме того, вечное пожирание пространства кружит голову, а раздавленные мопсы и старухи делают сердце привычно-жестоким.

Шофёр — внук кучера, но сын лихача. Подождите: то ли ещё будет, когда культура произведёт на свет Божий воздушных извозчиков! Те, вероятно, прямо и будут рождаться с зубами во рту, с красным знаменем в одной руке и бомбой в другой....".

P.S.: при подготовке данной публикации были использованы материалы, выложенные в свободном доступе на:
https://www.litmir.me/br/?b=133504,

https://pravoslavie.ru/96818.html,

https://www.bestreferat.ru/referat-18226.html

P.P.S.: каждый день - интересная почва для размышлений и переосмысления действительности. До новых встреч на страницах нашего блога, друзья мои и....ВСЕГДА здравствуйте!

#неизвестное об известном , #александр куприн , #большевизм , #психология общества , #психология обмана , #россия в пророчествах , #генофонд , #геноцид русского народа

Еще по теме здесь: Психология.

Источник: Куприн об особенностях большевизма или Главная причина психопатии в современном российском обществе.