MATTHEW HERBERT: крушитель стереотипов

 MATTHEW HERBERT: крушитель стереотипов  Мэтью Херберт (Matthew Herbert), он же Doctor Rockit, Wishmountain, Radioboy, мг. Vertigo, Transformer, - один из самых противоречивых персонажей в электронной музыке.

Некоторые считают его оппортунистом и конъюнктурщиком, некоторые - наоборот, новатором, но и те и другие сходятся на том, что Херберт всё-таки чертовски талантлив.

Начнем с того, что музыкой Мэтью начал заниматься с 4 лет. Скрипка и фортепиано заняли в его жизни серьезные позиции, сокрушить которые смог лишь синтезатор. В 13 лет он уже писал пьесы для джазового ансамбля, а в 16 - располагал маленькой студией. Хотя от изучения музыки в университете Мэтью и отказался, музыка навсегда стала частью его жизни.

Изучая сценографию, он всерьез заинтересовался озвучиванием спектаклей. Его идеей фикс стали звуковые декорации, которые приводят в движение сами актеры, например, выступая на сцене, усыпанной пенопластом. С этого момента его мечтой становится профессиональная студия, заточенная под любые эксперименты со звуком. Для того чтобы заработать денег, Мэтью пускается во все тяжкие. В середине 80-х он принимается за написание музыки в стиле house, правда, его желания накропать парочку хитов и заработать денег на студию не сбылись. Ни один из его коммерческих опусов ожиданий не оправдал.

Зато после того, как Мэтью, плюнув на алчность, создал то, что ему нравилось, в карьере произошел переворот. Его музыка продается, а его самого наперебой приглашают диджеить. Дальше - больше: Херберт, постоянно стремящийся выделяться и быть оригинальным, во все услышанье объявляет: всё, что находится вокруг нас, может звучать не хуже любого музыкального инструмента, главное - правильно преподнести этот звук. Он тратит 18 месяцев на запись альбома Plat du Jour, в котором каких только звуков не нашпиговано: треск яичной скорлупы, комканье пластиковых бутылок, кудахтанье бройлерных цыплят, скрежет сахарных кубиков и чавканье челюстей, пережевывающих яблоки.

С помощью 30 000 кур, 3255 откушенных яблок и могучей мысли получилось нечто из ряда вон выходящее, а ботан Мэтью был тут же возведен в ранг гения. Собственно, тогда-то он и пришел к тому, что быть постоянно оригинальным - необходимость, поэтому использование звуков, которые уже существуют, - непозволительно. В его работах нет места для ритм-машин, все звуки синтезатора он программирует лично, семплирование чужой музыки - запрещено. Можно сказать, что каждый звук в его произведениях - это собственное ноу-хау, о происхождении которого знает только сам маэстро. Однажды он даже записал трек, состоящий исключительно из звуков, издаваемых разобранным на части магнитофоном.

Любит Мэтью пошалить и на публике. Его живые выступления - это настоящие шоу, в котором он играет на всём, что попадется под руку, тут же это всё семплирует и выдает на-гора результат. Помимо постоянных гастролей, он пишет музыку для театра и кино, хореографических постановок, телевидения, модных показов и компьютерных игр, сотрудничает с Bjork, REM, John Cale, Roisin Murphy, Yoko Ono и Serge Gainsbourg etc. Альбом выходит за альбомом, а Herbert уже чешет в затылке: повторяться? Ну уж нет!