Медвежья комедия

Полная медвежья комедия в XIX в. состояла из трех основных частей: пляски медведя с «козой», выступления зверя под прибаутки поводыря, борьбы медведя с хозяином или «козой».

Наиболее комичная ситуация возникала тогда, когда представление разыгрывалось не шумя ражеными (такое бывало очень часто), а настоящим медведем и переодетым козой человеком: животное (медведь) подражало действиям людей, а человек («коза») изображал животное.

Каждый делал не свое дело, поменявшись местами друг с другом, создавая праздничную, смеховую атмосферу, где все не так, все наоборот, поэтому смешно.

Обязательно сопровождались гуляньями и ярмарки. Чем богаче и многолюднее была торговая ярмарка, тем более широкий размах приобретало и гулянье. Балаганы, павильоны, театры, карусели, поводыри с учеными медведями, кукольные комедии, цирки и прочие увеселения действовали с первого до последнего дня ярмарок, которые длились месяц, а то и дольше.

Среди ярмарочных увеселений обращают на себя внимание вожаки с учеными медведями. Медвежья комедия не была сугубо городским развлечением. По словам С.В. Максимова, знатока русского быта, известного этнографа, она являлась одним «из оригинальных промыслов», составлявших «исключительную особенность русского нрава».

Поводыри с артистами бродили по дорогам России, показывая свое искусство везде, где собиралось достаточно народа и можно было заработать. Выступали они в городах и селах Архангельского края.