МНОГО ШУМА ИЗ НИЧЕГО?

Ты — серьезный человек. Увеселения, как ты считаешь, уже не для тебя. Но «радости молодости» иногда бывают довольно серьезным делом, а увеселения далеко не всегда носят только развлекательный характер. Поэтому ты не совсем прав. Даже серьезные и очень серьезные люди нуждаются иногда в отдыхе и проводят несколько часов в веселом, непринужденном обществе, где звучит «темпераментная» музыка. Как скучно было бы существовать, если б серьезное отношение к жизни превратилось в самоцель!

И раньше и в наши дни встречаются отнюдь не плохие люди, которых дела захватывают настолько, что развлечения и веселье для них не существуют.

Позволь рассказать тебе, как прореагировал однажды знаменитый медик Рудольф Вирхов на замечание одного слишком напыщенного серьезного мужа. Когда в 1890 году на балу Берлинского конгресса врачей окулист Людвиг заметил Вирхову, что, мол, этот бал медиков устроен совершенно не к месту, Вирхов ухмыльнулся и, взглянув на собеседника поверх очков, ответил: «О нет, бал как нельзя более к месту! Нужно дать себя проявить каждому врачу — кому не с чем выступить, тот пусть по крайней мере потанцует... Ну а почему бы не потанцевать и тем, кто уже сказал свое слово?»

Человечество, вероятно, со времен своего возникновения научилось двигаться по жизни танцевальным шагом. Во всяком случае, об этом свидетельствуют наскальные рисунки ледникового периода и описания древневосточных и древнегреческих ритуальных танцев. Шли века, и танец все больше и больше смыкался с песенным творчеством. В средние века танец был тесно связан с песней. В своей книге «Об эволюции хорошего тона на протяжении веков» (1917) Эрих Штуртевант пишет следующее: «Лучший певец был также и ведущим танцором, а длинная цепь танцующих, в которой попеременно, держась за руки, шли парни и девушки, повторяла его танцевальные фигуры. Танцевали больше по настроению, чем по правилам. Древний хоровод, который крестьяне на протяжении веков водили на лугах и площадях, в наше время почти забыт и продолжает жить лишь в детских играх».

В средние века придворное общество переняло хороводные танцы народа, но поначалу без свойственной этим танцам буйной веселости. Аристократический мир не танцевал, а «вышагивал», и эта форма танца сохранилась и до нашего времени в полонезе.

Власти бурно протестовали против танцевальных фигур: поворотов и фуэте. «Тут один соблазн и разврат и потворство дьяволу в его кознях»,— возмущалось духовенство, а в некоторых местах власти и вовсе запрещали танцы или ставили их под надзор. Часто городские власти сами назначали предводителей танцев и требовали, чтобы их фигуры в точности повторялись танцующими парами. Как следует из записей Алозиуса Орелли, датированных 1555 годом, танцы в конце концов были почти совсем запрещены. «Это прежде столь любимое развлечение людей всех слоев и почти всех возрастов разрешалось еще только на свадьбах, но и в этом случае танцы должны были заканчиваться с наступлением вечера. Чем реже выпадало такое удовольствие, тем с большим пылом отдавались ему люди; юноши считали за честь превзойти в прыжках друг друга, причем нередко случалось, что танцующей с парнем девушке приходилось повторять эти движения и и выделывать такие па, которые вызывали всеобщий хохот и наносили ущерб ее благонравию. Сбивать с ног было запрещено, но в пылу танца об этом наказе забывали. Если кого-нибудь сбивали, то это заражающе действовало на других, и танцующие старались отомстить, опрокинув другого ловким движением; чтобы положить конец этим дурным выходкам, власти направляли в танцевальные залы надсмотрщиков особого рода. Это были официальные представители городских властей, одетые в форму. Им было поручено при первом же намеренно вызванном падении делать знак музыкантам останавливать увеселение».

От кадрилей, появившихся в XVII столетии, до модных танцев нашего времени пролегает длинный путь, в ходе которого танец претерпел немалые изменения.

И кто возьмется предсказать сегодня, какой танец будет модным завтра?