Мозговой штурм

Последний способ стимулирования творческой способности Сверхразума – мозговой штурм.

Об этом приеме написано множество книг, которые выделяют его главные элементы.

Во-первых, оптимальное количество людей, принимающих участие в мозговом штурме, должно быть от четырех до семи человек. Если число меньше или больше, то метод не будет эффективным.

Во-вторых, оптимальная длительность процесса составляет 30-45 минут.

В-третьих, в процессе мозгового штурма вы должны быть сосредоточены на единственной цели – рождении идей. Главное, чтобы за кратчайшее время у вас родилось как можно больше идей. Именно поэтому при мозговом штурме идеи не должны обсуждаться или оцениваться.

Оценивание, взвешивание и обсуждение всех предложений должно происходить позже, вовремя последующих встреч, но на данном этапе самое важное, чтобы за кратчайшее время у вас родилось как можно больше идей.

В мозговом штурме всегда должен быть руководитель. Как только появляются идеи, он должен их поддерживать. Мы советуем руководителю пройти вокруг стола, за которым проходит мозговой штурм и опросить всех участников, какого их мнение по поводу данного вопроса. Если у кого-то нет идей, переходите к следующему участнику. Обычно это бывает необходимо в первые 3-5 минут процесса, потому что после этого идеи начнут литься потоком.

Далее необходимо назначить писца, который будет фиксировать все идеи на доске по мере их появления. Так же как и руководитель, он тоже может вносить вклад и подавать идеи. Сформулируйте вопрос, на который вы хотите получить ответ как можно определеннее, проще и четче.

Многие компании жалуются, что мозговой штурм не действует, потому что они формулируют слишком общие вопросы.

Например: «Как увеличить производительность?», «Как увеличить объем продаж?». Это слишком абстрактные вопросы, чтобы их можно было решить в процессе мозгового штурма.

Пример вопроса, который нужно ставить: «Как можно за три месяца уменьшить административные расходы на 10%, увеличив эффективность административной деятельности?». Это очень конкретный вопрос, который заставляет думать о том, как сократить расходы и одновременно повысить эффективность за определенный отрезок времени.

Другой пример: «Как за два месяца можно увеличить объем продаж на 20%?» Каждый может начать искать ответ на конкретно поставленный вопрос.

Установите время, когда мозговой штурм должен закончиться, сообщите всем о его сроках и попросите участников полностью сосредоточиться на рождении идей. Поощряйте все: смех, нелепые идеи, глупые идеи, но никогда не комментируйте и не давайте им оценку, просто собирайте их.