Не стыдить, не наказывать...

УвеличитьИногда на приеме врача-педиатра можно наблюдать такую картину: мальчик или девочка лет 8 — 10 угрюмо молчит, а мать, стыдливо отводя глаза, говорит: «Что ни делаю, как ни бьюсь, как ни наказываю, а продолжает мочиться ночью в постель».

И невдомек этой матери, что ничего стыдного в этом нет, что это не распущенность ребенка, за которую его надо наказывать, а заболевание, которое следует лечить, лечить настойчиво не только в больнице, а повседневно — ив школе, и в семье.

Недавно в одном из центральных английских медицинских журналов была помещена статья 16-летней девочки-подростка «Мой энурез», где она описывает свои психологические переживания, свой внутренний мир в связи с заболеванием —ночным недержанием мочи.

Рассказ-исповедь и анализ взаимоотношений с окружающими представляют интерес не только для взрослых (родителей, педагогов), но и для сверстников.

Девочка вспоминает, что недержание мочи впервые появилось после 4-летнего возраста. И случилось это после недельного пребывания в детском учреждении, когда ей грубо не разрешили идти в туалет. Позывы на мочеиспускание повторялись и достигли такой силы, что внезапно она почувствовала, что мокрая. В этом возрасте она не была в состоянии понять, что же все-таки случилось.

На следующей неделе запрещение посещать туалет во время занятий было отменено, но недержание мочи случалось непроизвольно в течение дня несколько раз, а затем непроизвольное мочеиспускание наблюдалось и ночью.

В возрасте 5 лет недержание мочи продолжалось, и воспитатели закрепили за ней персональный стул с фамилией. Это вызвало у нее особое огорчение, протест, раздражение против взрослых. Ей казалось, что это неправильно, несправедливо. Почему ока не может садиться на другие стулья? С этого случая, по ее словам, многие дети начали относиться к ней плохо. Появились придирки, прозвища типа «писунья», «вонючее животное» и другие. Началось постепенное отдаление девочки от группы. Во время перерывов между занятиями и перерыва на обед она сидела одна и плакала. А между тем недержание мочи как днем (до 4 — 5 раз), так и ночью продолжалось.

Первая встреча с врачом произошла в возрасте 10 лет. Назначенное лечение — лекарство и затем несколько сеансов условно рефлекторной терапии с помощью аппарата эффекта не принесли. Безуспешность лечения способствовала дальнейшим эмоциональным нарушениям, развитию крайней степени застенчивости.

Осложнения в школьной жизни продолжались. Учителя выказывали крайнюю степень неудовольствия, когда девочка к ним приближалась. Дело дошло до того, что один из учителей использовал в классе пульверизатор с дезодорантом, что явно говорило о том, что от девочки исходит плохой запах.

В любой момент каждый одноклассник мог оскорбить, унизить ее. Это был период крайнего эмоционального напряжения, она представляла собой как бы «клубок нервов».

Именно в это время впервые закурила, чтобы как-то снизить внутреннюю напряженность, снять стрессовое состояние, подавить чувство ненависти к одноклассникам в школе. С ее слов, она ощущала чувство ненависти к ученикам и учителям и даже к немногочисленным друзьям.

С возрастом частота ночного энуреза то уменьшалась, то увеличивалась. Учителя старших классов относились к ней как к ребенку. У нее было такое ощущение, что окружающие давали ей почувствовать неполноценность, что она не способна окончить школу с хорошими отметками.

Будучи постоянно раздражительной, она, в свою очередь, обладала способностью раздражать окружающих, действовать им на нервы, что не способствовало душевному равновесию.

Но, к счастью, появившиеся новые друзья и особенно подруга заставили ее поверить в свои силы и игнорировать заболевание, которое приносило ей столько неприятностей, огорчений и страданий.

После анализа своего заболевания — его развития, особенностей, психологических переживаний девочка попыталась сформулировать ряд предложений, которые с ее точки зрения могли оказать помощь любому ребенку, страдающему ночным недержанием мочи.

В первую очередь ребенку следует обеспечить тепловой комфорт как в дневное, так и в ночное время. В холодное время года носить теплое нижнее белье и шерстяные носки, а ночь проводить в теплом и хорошо проветриваемом помещении.

Ребенок должен ходить в школу каждый день в теплой и чистой одежде, при необходимости иметь комплект запасного нижнего белья, а так же если требуется иметь возможность постирать и высушить его. Обязательно ежедневно утром и вечером принимать ванну или душ. Чтобы избежать раздражения тела от мочи, следует использовать медицинский тальк.

Необходимо начать соответствующую тренировку мочевого пузыря: регулярно, каждые 1,5 часа ходить в туалет, а затем увеличивать время между мочеиспусканиями.

Обращаясь ко взрослым, девочка пишет, что ни в коем случае на ребенка, страдающего ночным недержанием мочи, нельзя кричать, нельзя запрещать ему идти в туалет.

Она дает и медицинские советы: как можно раньше обратиться к врачу, который назначит соответствующее лечение. При его неэффективности следует сдать мочу на анализ и пройти рентгенологическое обследование мочевыводящей системы.

Все педагоги должны знать об этом заболевании. Причем, по ее мнению, они не должны проявлять ненужной жалости при общении с ребенком.

В тех случаях, когда больной не хочет или не может найти общего языка со своими родителями, он должен иметь возможность конфиденциальных бесед с учителем, возможность задавать ему любые вопросы, связанные со своим заболеванием.

Родители не должны допускать плохого отношения к своим больным детям.

В заключение девочка пишет, что понять внутренний мир больного с этим заболеванием можно только поставив себя на его место, иными словами, «влезть в его шкуру».

Рассказ-исповедь позволяет подметить ряд таких нюансов заболевания, которые не видны не только родителям, педагогам, но и врачам. Что греха таить, на психологическое состояние ребенка при ночном недержании мочи да и других заболеваниях редко кто обращает внимание.

Под ночным энурезом понимают непроизвольное и неосознанное мочеиспускание, происходящее во время сна ребенка старше четырех лет. До этого возраста мочеиспускание в постель считается физиологической нормой.

Это заболевание наблюдается во всех уголках земного шара приблизительно с одинаковой распространенностью, причем значительной. Имеются сведения, что частота заболевания у детей пятилетнего возраста достигает 10%. По данным исследований в школах г.Орла, среди 2150 детей школьного возраста (от 7 до 15 лет) число страдающих ночным энурезом составляет около 12%. У 3% больных, не получавших лечения, энурез наблюдался и после 20 лет.

Энурез имеет различные причины. Доказано важное значение социальных, психических факторов и особенностей развития ребенка. Если провести анализ половых различий заболевания по всей возрастной группе, то у мальчиков ночной энурез наблюдается чаще, чем у девочек: соответственно 60 и 40%.

Ночной энурез — далеко не безобидное заболевание, прежде всего потому, что влияет на характер ребенка. Он становится замкнутым, скрытным, иногда агрессивным. Эти изменения могут наложить отпечаток на всю последующую жизнь человека. Кроме того, нельзя забывать и о неудобствах в быту, в семье, где имеются дети с этим заболеванием. Матери постоянно приходится стирать белье и постельные принадлежности.

В комнате, где спит ребёнок, ощущается запах мочи. Больные дети не имеют возможности ездить в пионерские и спортивные лагеря. Постоянной проблемой является пребывание в гостях, родители не могут брать их в поездки, туристические походы с ночевкой и т.д. Болезнь затрудняет успешное образование, получение любимой профессии.

Заболевание может протекать в легкой, средней тяжести и тяжелой форме. Различают также первичный и вторичный энурез. Под первым подразумевают непроизвольное мочеиспускание во сне со дня рождения, без так называемого «светлого» промежутка. У ребенка со вторичным энурезом имеется «светлый» промежуток по крайней мере от 3 до 6 месяцев после установления нормального рефлекса на пробуждение при позывах на мочеиспускание ночью.

Альмира А., 11 лет. Энурез наблюдается со дня рождения. Девочка от здоровых родителей. Раннее развитие без особенностей. Перенесенные заболевания: корь, коклюш, ветряная оспа, эпидемический паротит, ангиной болела редко. Сон глубокий. Физическое развитие нормальное. Со стороны внутренних органов отклонений от нормы не отмечалось. Наследственность не отягощена. Непроизвольное мочеиспускание до 3-4 раз каждую ночь. Диагноз: первичный энурез.

Марина Ч., 12 лет. Раннее развитие без особенностей. Наследственность не отягощена. Девочка от здоровых родителей. Перенесла скарлатину и ветряную оспу; ангиной болела редко. До 8 лет ночным недержанием мочи не страдала. Энурез появился после падения в глубокую яму и сильного испуга. Наряду с непроизвольным мочеиспусканием в постель каждую ночь (1-2 раза) у девочки появилось легкое заикание. Диагноз: вторичный энурез.

При первой встрече с врачом родители должны быть готовы ответить на интересующие его вопросы. Обследование ребенка начинается с выяснения особенностей течения беременности и родов у матери, воздействия различных

вредностей, включая период беременности и родов (асфиксия, гипоксия, токсикозы беременности, родовая травма, доношенность и т.д.), перенесенных общих заболеваний и травм, в том числе головного мозга, особенности физического и нервно-психического развития в ратаем возрасте. Особое внимание уделяется установлению навыка опрятности и времени его появления.

Многие родители думают, что если ребенок независимо от возраста мочится ночью в постель, то это уже заболевание, т.е. он страдает энурезом. Однако это не так. Многие дети мочатся ночью в постель, как это уже говорилось, до 3-4 и даже 5 лет, и это считается физиологической нормой.

Сведения о начале заболевания собирают не только у родителей, но и по возможности у самого ребенка. Устанавливается, когда впервые появился энурез, с чем это можно связать (по мнению родителей и ребенка), отмечались ли в этот период какие-либо изменения в жизни семьи, какова частота непроизвольного мочеиспускания в постель за неделю, месяц, происходит ли это только ночью, сколько раз за ночь, в какую половину ночи, не наблюдается ли дневного недержания мочи (постоянного смачивания трусов), неудержания мочи (повелительные позывы, когда ребенок не успевает дойти до туалета), бывают ли «светлые» промежутки и если да, то с чем это можно связать (по мнению родителей), влияют ли на частоту энуреза пищевой и водный режим, изменения метеорологических условий (повышенная влажность, низкая или высокая температура окружающей среды), ночной сон в холодной постели, общее состояние ребенка (утомление в связи с физическими и умственными перегрузками, несоблюдением режима дня, волнениями, эмоциональным возбуждением после просмотра кинофильма по телевизору в вечернее время, ослабленностью ребенка после перенесенных острых респираторных заболеваний).

Врач рекомендует родителям вести дневник, где указывать «мокрые» и «сухие» ночи.

Особенно важна информация об эмоциональном состоянии ребенка и родителей, их взаимоотношениях в момент начала заболевания (ссоры между родителями, развод, уход из семьи одного из родителей, пьянство отца, матери и т.д.), психических травмах (испуг, волнения в связи с конфликтными ситуациями в школе, связанные с болезнью, и т.д.).

Родители должны рассказать об условиях жизни ребенка, особенностях психологического климата в семье и в коллективе, где находится ребенок, о характере его воспитания (малая опека, безнадзорность, чрезмерная опека, воспитание в «тепличных» условиях), режиме дня (регулярность приема пищи, время отхода ко сну), продолжительности сна, объеме и характере учебной нагрузки, наличии учебных перегрузок (учеба в спецшколе, дополнительные занятия в музыкальной школе и иностранными языками). Очень важно знать, как ребенок относится к своему заболеванию (скрывает его, безразличен и т.п.).

Врачу важно выяснить, был ли энурез у родителей и других близких родственников больного, особенно у старших братьев и сестер, какой характер он имел (наблюдалось ли дневное недержание мочи в виде повелительных позывов, не выпускал ли мочу при смехе и т.д.), будят ли родители ребенка ночью.

Родители не всегда знают, как правильно собирать мочу для исследования.

Следует заранее приготовить посуду (стеклянную банку, бутылочку), которую надо тщательно промыть и просушить. Накануне сбора мочи ребенка подмывают с мылом; это же делают и утром. Мочу, выделенную после сна, выливают, а собирают вторую утреннюю порцию. За час до сбора мочи ребенку дают выпить 1-2 стакана воды, сока или молока с целью быстрейшего выделения мочи. При сборе суточной мочи (по методу Каковского-Аддиса) ребенка подмывают перед каждым мочеиспусканием. Всю мочу собирают в одну большую банку, начиная со второй порции сегодняшнего дня и кончая первой порцией следующего дня. Плотно закрытую банку с мочой следует хранить в прохладном месте, чтобы не возникло брожения. После сбора мочи ее перемешивают и часть отливают в 120-200-граммовую банку, которую относят в лабораторию на исследование. На этикетке, приклеенной к банке, указывают дату сбора мочи и количество мочи, выделенной за сутки.

Для исследования мочи по Зимницкому мочу собирают также в течение суток, но в несколько банок. Следует стараться, чтобы ребенок мочился через определенные промежутки времени (не чаще чем через 2,5-3 часа) и каждый раз в отдельную банку (всего их должно быть восемь). На этикетке каждой банки указывают дату, номер порции и время мочеиспускания (например, с 8 до 11, с 11 до 14 и т.д.).

Первую порцию, выделенную после сна, выливают.

Следует подчеркнуть, что помимо самостоятельного значения (как заболевание) ночное недержание мочи может проявляться как один из симптомов других заболеваний. Среди них можно назвать эндокринные (сахарный и несахарный диабет), эпилепсию, некоторые урологические заболевания, например врожденные анатомические нарушения мочевыводящих путей. В последнем случае наблюдается постоянное недержание мочи (днем и ночью), после хирургического вмешательства в большинстве случаев заболевание излечивается.

Каковы причины ночного энуреза? Их можно объединить в 5 групп: 1) органические нарушения; 2) психогенные нарушения; 3) генетические нарушения; 4) задержка развития организма; 5) влияние окружающей среды.

Энурез может явиться следствием неблагоприятных для ребенка отношений, сложившихся в семье, как проявление подсознательного невротического конфликта или как следствие неправильно привитых ребенку навыков мочеиспускания, т.е. либо слишком рано начатое обучение, либо, наоборот, отсутствие должного контроля за ночным мочеиспусканием у ребенка. Это приводит к нарушению становления функциональных систем, ответственных за регуляцию мочеиспускания.

Такой вид энуреза называется «социально-культуральным». Сюда же относят случаи энуреза в результате противоречий между родителями и ребенком; энурез после стресса; энурез, причиной которого является скрытая депрессия; энурез в подростковом периоде, причиной которого является выраженная психопатия.

Ночной энурез чаще встречается у детей из семей с низким материальным обеспечением и у детей, родители которых находятся в разводе. И то и другое порой является немаловажной причиной возникновения стрессовых состояний.

Ночной энурез как семейная болезнь встречается довольно часто. Исследования показали, что у 63 % родителей, имеющих детей с этим заболеванием, в анамнезе тоже был ночной энурез. В 85 из 100 изученных семей недержанием мочи страдали и другие члены семьи в различных поколениях: братья, сестры, родители, бабушка, дедушка и др.

Генетически обусловлены и такие особенности течения этого заболевания, как частота, продолжительность (возраст прекращения) заболевания. У членов семьи, страдавших энурезом, в 60% случаев отмечалось совпадение в частоте его, в ряде семей — совпадение возраста начала и прекращения заболевания.

В тоже время нельзя признать генетическую обусловленность ночного энуреза строго доказанной, правильнее говорить о генетической предрасположенности, которая может в значительной мере варьировать у различных детей.

В реализации наследственного предрасположения к заболеванию, а также в становлении клинических особенностей энуреза играют роль внешние факторы различного характера. Одной из причин этого заболевания является задержка созревания мозга, замедленный процесс развития мочевыводящей системы (формирование ее происходит не в 3-4 года, а позже). Установлено, что среди детей и подростков с отставанием психического развития (дебилы, олигофрены) ночной энурез наблюдался значительно чаще, чем у детей с нормальным психическим развитием.

Установлено также, что одной из причин энуреза служит различная степень функциональной неполноценности регуляции тех нервно-мышечных структур мочевыводящего аппарата, которые принимают непосредственное участие в акте мочеиспускания.

Наблюдения позволили объединить все случаи ночного энуреза как самостоятельного заболевания в две большие группы: невротический энурез, как следствие психических травм и проявление невроза; неврозоподобный энурез — неврогенное расстройство, связанное с остаточными явлениями внутриутробного или послеродового органического поражения головного мозга, следствие инфекции, травмы.

Эти формы ночного энуреза включают в себя как социальные, так и биологические факторы происхождения.

Появление невротического энуреза, как уже говорилось, в большинстве случаев связано со стрессовыми состояниями психического характера, особенно с испугом (например, наказание, нападение собаки, хулигана, падение в яму и др.), или с затяжной, травмирующей психику ситуацией (алкоголизм родителей, постоянные ссоры в семье, неуспеваемость в школе). Возникновению невротического энуреза способствуют также особенности личности ребенка: излишняя впечатлительность, робость, неуверенность в своих силах, боязливость, комплекс неполноценности. Следует отметить, что эти черты характера ребенка могут носить не только первичный, но и вторичный характер, как следствие заболевания энурезом.

Клиническая картина невротического энуреза отличается выраженной зависимостью от ситуации и обстановки, в которой находится ребенок, от различных воздействий на его эмоциональную сферу. Ухудшение чаще всего зависит от психических травм, о которых уже говорилось (конфликтные ситуации в семье и школе). Временная изоляция ребенка из обстановки, травмирующей психику, приводит к улучшению его состояния, а иногда даже к прекращению ночного недержания мочи.

Характерен внешний вид детей, страдающих невротическим энурезом: хрупкое телосложение, живая выраженная мимика, тонкие черты лица, несколько тревожный взгляд. Дети подвижны и общительны, эмоциональны, ранимы, застенчивы, болезненно переживают свое заболевание. Появляется тревожное ожидание упускания мочи, вследствие чего отмечаются нарушения засыпания и тревожный сон, однако при позыве на мочеиспускание ребенок не пробуждается.

У детей старшего возраста и подростков с длительно протекающим невротическим энурезом наблюдается стойкое понижение настроения, что проявляется недовольством собой; членами семьи и сверстниками, а также изменением характера (отчужденность, болезненная чувствительность на малейшие замечания окружающих, мнительность, неуверенность в себе и др.).

Невротический энурез никогда не бывает единственным невротическим расстройством. Он всегда сочетается с другими невротическими проявлениями, такими, как капризность, раздражительность, эмоциональная неустойчивость (быстрая смена настроения), плаксивость, пугливость, нарушение сна, тики (подергивание мышц лица) и др. Повторные психические травмы (испуг, волнения и др.) усиливают как невротическое недержание мочи, так и другие невротические расстройства.

Люда К., 14 лет. Страдает ночным недержанием мочи с 6 лет. Причиной заболевания послужила безобразная домашняя сцена, когда пьяный отец в присутствии дочери бранился и оскорблял мать и пытался ее избить. Мать с ребенком вынуждены были уйти из дома и ночевать у родственников. В эту ночь у девочки впервые произошло непроизвольное мочеиспускание в постель. Со слов матери, девочка провела беспокойную ночь, часто просыпалась от страха, вскрикивала. В дальнейшем это повторялось почти каждую ночь. Девочка обследована. Проведена разъяснительная беседа с родителями. После курса психотерапевтического лечения состояние ребенка улучшилось. Однако при очередном запое отца заболевание повторилось.

Неврозоподобный энурез в зависимости от причины его возникновения может протекать в двух формах. Первая — случаи энуреза, связанные с замедлением созревания мозговых механизмов регуляции мочеиспускания, вторая — случаи энуреза, вызванные повреждением уже сформированных, но недостаточно зрелых и поэтому неустойчивых мозговых механизмов регуляции мочеиспускания.

Для больных неврозоподобным энурезом первой формы характерно заболевание со дня рождения (первичный энурез). Обычно это дети правильного телосложения с выраженной двигательной активностью, на лице у них признаки постоянного недовольства, губы сжаты, брови сдвинуты. Характерны наследственная отягощенность этим заболеванием, совпадение особенностей течения и времени прекращения энуреза у больных и близких родственников, отсутствует зависимость частоты энуреза от объема принятой жидкости. Такие дети с трудом поддаются лечению, у них. наблюдаются выраженная стойкость и частота ночного недержания мочи, отсутствуют «светлые» промежутки.

При второй форме неврозоподобного энуреза (вторичный энурез) нарушен уже сформировавшийся навык удержания мочи. Отмечена связь этой формы энуреза с заболеваниями головного мозга: инфекциями, травмами, интоксикациями. Сопутствующие заболевания нередко способствуют развитию энуреза.

Энурез носит монотонный характер. У детей повышена возбудимость, снижена память и уровень интеллекта, отмечаются симптомы нарушения деятельности вегетативной нервной системы, ожирение, недоразвитие половых органов у мальчиков и др.

Биохимически выявляются нарушения водно-солевого обмена и обмена углеводов.

При обеих формах неврозоподобного энуреза отношение детей к своему заболеванию чаще всего безразличное. Они совершенно не стыдятся заболевания, не обращают внимания на насмешки окружающих и замечания родителей. К 13-15 годам часть детей начинает осознавать свое заболевание; у них развивается комплекс неполноценности, появляются пониженное настроение, раздражительность, неуверенность в себе, трудность засыпания.

При невротическом энурезе, в отличие от неврозоподобного, вторичные наслоения носят нестойкий характер и не сопровождаются выраженными нарушениями настроения и характера подростков.

При появлении энуреза в любом возрасте следует обратиться к врачу как можно скорее, так как иногда простые советы относительно гигиенического содержания могут дать хороший эффект. При отсутствии же лечения энурез может продолжаться долго, приводя к нарушениям психической сферы ребенка.

Важное значение в комплексном лечении заболевания имеет соблюдение режима дня и в первую очередь режима сна, длительность которого должна соответствовать возрасту ребенка. Ребенок должен спать в чистой и светлой комнате, которую перед сном необходимо проветривать, в отдельной просторной постели. В помещении, где спит ребенок, должно быть тихо. Если в этой комнате происходят шумные разговоры, у него может развиться бессонница, с которой в дальнейшем не так просто бороться.   Продолжительность сна ребенка зависит от возраста. Приводимые ниже «нормы» являются чисто условными, так как зависят от индивидуальных особенностей ребенка и условий его жизни. В возрасте до года ребенок должен спать 15 часов, от года до трех лет — 14 часов, от 4 до 7 лет — 11 часов, от 8 до 12 лет — 10 часов, от 13 до 16 лет — 9 часов, взрослый — 8-9 часов. Ребенку от года до двух лет необходим еще и двухкратный дневной сон.

Обязательно должно быть длительное пребывание ребенка на воздухе во все времена года (дошкольники и младшие школьники — 3-4 часа, подростки — 2,5-3 часа).

Специальной диеты для дет й с ночным энурезом обычно не требуется. Следует только ужинать за 2-3 часа до сна и ограничивать прием жидкостей, в том числе и молока, фруктов после 16-17 часов.

Ребенок старшего возраста обязательно должен вести дневник ночного энуреза. Это его дисциплинирует. При лечении детей младшего возраста дневник ведут родители, отмечая и показывая ребенку: если постель после ночи сухая, то — красный кружочек, если мокрая, то — черный. Это заставляет детей старательно выполнять другие назначения врача. А кроме того, врач на основании данных дневника имеет возможность оценить эффективность назначенного лечения и при необходимости внести в него изменения.

Родители должны концентрировать внимание ребенка на упорном желании проснуться при появлении позыва на мочеиспускание. Тогда в коре головного мозга создается повышенная возбудимость к сигналам, посылаемым из мочевого пузыря, и ребенок просыпается легче.

За каждую «сухую» ночь ребенок должен получать определенное поощрение. Пусть это будет даже устная похвала. Ни в коем случае нельзя наказывать ребенка за непроизвольное мочеиспускание, недопустим даже легкий упрек. Это может свести на нет весь эффект, достигнутый с помощью мотивированного убеждения.

Родителям следует избегать любых конфликтных ситуаций в семье, особенно связанных с ночным энурезом ребенка.

Родители часто задают вопрос: надо ли лечить ребенка, не лучше ли потерпеть до периода полового созревания и дождаться самоизлечения. Врачи отвечают категорически: надо! Во-первых, не во, всех случаях наблюдается самоизлечение; во-вторых, даже после успешного, но запоздалого лечения изменения в характере ребенка остаются и с ними не всегда можно успешно справиться в дальнейшем.

О заболевании должны быть предупреждены учителя.

Они обязаны следить за тем, чтобы ребенок не переутомлялся и не подвергался насмешкам со стороны сверстников. Роль учителей и особенно воспитателей в дошкольных учреждениях очень ответственна. Они должны внимательно и тактично относиться к таким детям, щадить их психику, не допускать разговоров о заболевании вслух «на людях». Совершенно недопустимо, когда некоторые педагоги или воспитатели в лагерях с целью «воспитания» заставляют ребенка в присутствии других детей выносить мокрый матрац на просушку. Как правило, положительного эффекта при этом не наблюдается.

Будить ребенка для мочеиспускания не следует, так как обычно это не только не достигает цели, но и противоречит принципам лечения. Во-первых, ребенок не должен ожидать, что кто-нибудь его разбудит, а сам должен быть настроен на пробуждение. Во-вторых, насильственное пробуждение противоречит учению И.П.Павлова об охранительной и целебной роли физиологического сна и может привести к нежелательным последствиям (расстройству нервной системы, нарушению сна).

Особо следует указать на обязательное соблюдение туалета кожи промежности путем обмывания теплой водой, особенно после освобождения кишечника и на ночь перед сном.

Ребенка следует обучать специальным упражнениям для мышц мочевого пузыря, которые направлены на увеличение объема последнего (обычно назначают детям с небольшим объемом мочевого пузыря) и на повышение способности ребенка противостоять сокращению мышц мочевого пузыря.

В дневное время врач с помощью родителей уговаривает ребенка удерживать мочу так долго, как только он может терпеть, при этом регулярно измеряют объем мочевого пузыря, для чего мочу после задержки собирают в мерную колбу.

Следует знать, что нормальный объем мочевого пузыря можно вычистить исходя из расчета 10 мл мочи на 1 кг массы тела. У взрослого объем мочевого пузыря колеблется в пределах 400-700 мл. Способность ребенка противостоять спазму мочевого пузыря повышается при проведении упражнений по прерыванию мочеиспускания. Эти упражнения проводятся под контролем родителей, при этом целесообразно увеличивать объем жидкости, даваемой ребенку в утренние часы.

Ребенку с ночным энурезом полезны закаливающие процедуры. Они способствуют уменьшению частоты острых респираторных инфекций, которые, как известно, могут провоцировать рецидивы ночного энуреза даже после вполне успешного лечения.

Закаливание проводят в помещении, где нет сквозняков. После водной процедуры следует докрасна растереть ноги, тело грубым полотенцем, а затем сделать массаж.

Закаливающие процедуры лучше начинать в летние периоды и выполнять в любое время дня, но не на ночь. Если во время этих процедур ребенок заболевает острым респираторным заболеванием, их следует прекратить, а после перерыва, определяемого врачом, снова приступить, начав все с начала.

Помимо общеукрепляющих процедур полезны упражнения, направленные на укрепление мышц брюшной стенки, таза и бедер. Из приведенных ниже упражнений можно выбрать несколько и включить их в комплекс гигиенической гимнастики.

Брюшное дыхание лежа на боку. Исходное положение: лежа на левом боку, рука, находящаяся под туловищем, согнута в локте, ладонь под головой, другая рука свободно лежит вдоль туловища. Левая нога согнута. Вдох через нос — выпятить брюшную стенку, выдох через рот — втянуть брюшную стенку. То же выполнить на другом боку. Каждое упражнение повторить 6-8 раз.

Брюшное дыхание с поднятием ног. Исходное положение: лежа на правом боку. При вдохе поднять левую ногу над полом, при выдохе — вернуть ее в прежнее положение. То же выполнить на левом боку. Каждое упражнение повторить 6-8 раз. Исходное положение: лежа на спине, руки вытянуты вдоль туловища ладонями вниз. Медленно поднять вертикально одну ногу. Одновременно сменить положение ног. Дыхание равномерное. Упражнение повторить 6-8 раз.

Брюшное дыхание с тренировкой брюшных мышц. Исходное положение: лежа на спине, ноги согнуты, стопы опираются о пол, руки вдоль туловища. Спокойный вдох через нос. При вдохе, обхватив колено левой ноги руками, поднять его к груди, при выдохе возвратить ногу в исходное положение. То же проделать с правой ногой. Упражнение проделать медленно, без остановок, повторить 6-8 раз. Следить за дыханием.

Исходное положение то же, руки на затылке. При вдохе оба колена отвести влево и коснуться ими пола. При выдохе с усилием брюшных мышц возвратить колени в исходное положение. Повторить упражнение с отведением коленей в другую сторону.

Круговые движения ногами («велосипед»). Исходное положение: лежа на спине, руки вдоль туловища ладонями вниз. Одну ногу согнуть в колене, другую слегка приподнять. Сгибая одну ногу, одновременно выпрямить другую. Производить движения ногами, как при езде на велосипеде. Дыхание равномерное. Темп средний. Длительность 30-40 с.

Поднимание и опускание ног в стороны. Исходное положение: лежа на спине, нога выпрямить и соединить, руки, вдоль туловища ладонями вниз. Поднять прямую правуюлогу до вертикального положения, опустить ее влево так, чтобы носком коснуться пола, затем вновь поднять ногу и вернуть ее в исходное положение. То же выполнить с левой ногой. Дыхание равномерное. Упражнение повторить 6-8 раз.

Поднимание ног и разведение в сторону. Исходное положение: лежа на спине, прямые ноги скрестить, руки вдоль туловища ладонями вниз. Поднимая ноги, развести их в стороны, опуская — скрестить. Дыхание равномерное. Упражнение повторить 10-12 раз, меняя положение ног (то правая, то левая нога сверху).

Поднимание туловища при выдохе. Исходное положение: на спине, прямые ноги соединить, носки закрепить за неподвижный предмет (диван, шкаф и др.). Поднимая туловище, сесть (выдох), принять исходное положение (вдох). Упражнение повторить 8-12 раз.

Упражнения лежа на спине. Исходное положение: лежа на спине с согнутыми ногами. Спокойный вдох, при выдохе постепенно поднять голову и туловище, руки вперед. Сделать вдох, а при выдохе постепенно принять исходное положение. Упражнение повторить 6-8 раз.

Поднимание туловища при выдохе. Исходное положение: лежа на животе, руки сложены под лбом. При выдохе напрячь бедренные мышцы и брюшные мышцы, слегка поднимая голову и ноги над полом. При вдохе расслабить мышцы и принять исходное положение. Упражнение повторить 6-8 раз.

Изолированное специальное упражнение для мышц тазового дна ограничивается одним активным втягиванием в себя промежности, что происходит при одновременном сокращении ягодичных мышц. Это упражнение могут выполнять дети старшего возраста.

Проведение лечебной гимнастики должно быть согласовано с лечащим врачом. Длительность занятия 30-45 минут. При выполнении упражнений пользуются спортивными палками, набивными мячами, гантелями.

Несмотря на то, что проблема лечения ночного энуреза разрабатывалась многими исследователями (имеются ввиду специфические методы лечения) и был найден ряд достаточно эффективных терапевтических мероприятий, большинство авторов полагает, что разработку новых методов лечения недержания мочи у детей необходимо продолжить.

Отмечено, что пока не найдено таких методов лечения, которые дали бы 100% стойкого излечения заболевания. Самоизлечение возможно, но по данным, полученным на материалах 1129 наблюдений, оно бывает у 14% детей в возрасте 5-9 лет, у 16% в возрасте 10-14 лет и у 16% в возрасте 15-19 лет.

Огромное место в комплексном лечении энуреза отводят психотерапевтическим мероприятиям.

В настоящее время широкое распространение получил метод- мотивированного убеждения ребенка. Этот метод предполагает активное участие самого ребенка в лечении. Он должен осознать цели лечения, понять, что он сам может себе помочь.

Врач, проводя регулярные беседы и с родителями, и с ребенком, имеет своей целью заставить их поверить в возможность полного излечения. Ребенок должен присутствовать при беседах с родителями, что придает ему больше веры в свои возможности в борьбе с болезнью, а это обязательный компонент любой программы лечения. Очень важно убедить ребенка, а зачастую и его родителей, что он неповинен в своей болезни. Можно назвать ночной энурез врожденной болезнью, выяснив имена родственников больного, которые страдали ночным энурезом, если таковые имеются.

Родителям должно быть известно, что при лечении ночного энуреза врачи рекомендуют пользоваться безвредным и достаточно надежным гипнопсихотерапевтическим методом.

Гипнотическому воздействию хорошо поддаются около 70% детей и подростков, причем отмечено, что терапевтическая эффективность гипноза, как правило, не зависит от глубины и продолжительности гипнотического сна, а также от характерологических особенностей ребенка и его эмоционально-волевой установки.

Безвредность рекомендуемого метода доказана. Учитывая возможность возникновения рецидивов рекомендуется после прекращения курсового лечения гипнозом обучать ребенка методике самовнушения. Самовнушение в сочетании с гипнотерапией повышает результативность лечения.

Для лучшего погружения ребенка в гипнотическое состояние и как самостоятельный метод лечения применяют аутогенную тренировку.

Другой метод лечения недержания мочи — использование аппаратов для условно рефлекторной терапии. Принцип действия аппаратов сводится к тому, что при непроизвольном мочеиспускании первая капля мочи замыкает электрическую цепь, в результате чего возникает электрокожное раздражение или подается звуковой сигнал, что способствует пробуждению ребенка одновременно с сокращением наружного сфинктера. Мочеиспускание прерывается, ребенок просыпается, встает и идет в туалет. После ряда повторений вырабатывается условный рефлекс пробуждения при начале непроизвольного мочеиспускания.

Прежде чем приступить к такому лечению, родителям и ребенку подробно объясняют технику включения и выключения аппарата, надевание пояса. Ребенка предупреждают, что в случае мочеиспускания во сне включится ток и он проснется от ощущения покалывания; это ощущение демонстрируется наяву.

Для детей младшего возраста датчики устанавливают на передней стороне нижнего белья в специальном кармане или же в специальном поясе, надеваемом на ночь. Для детей старшего возраста аппараты для условно рефлекторой терапии сконструированы иначе. Ребенка укладывают спать в кровать с двумя, специальными матрацами, в которые встроены алюминиевые электроды. При мочеиспускании более 10 мл устройство срабатывает, что ведет к легкому сотрясению кровати, и ребенок пробуждается.

Лечение обычно длится 30 дней. После последнего непроизвольного мочеиспускания ночью, прерванного воздействием тока, дети должны спать с включенным аппаратом не менее 15 ночей, в течение которых они встают сухими, просыпаясь от позыва на мочеиспускание.

В тех случаях, когда ребенок не просыпается от электрокожного раздражения и звука зуммера (электрический прерыватель тока), мать или отец должны выключить аппарат. В следующий раз следует несколько увеличить силу тока, обязательно проведя контрольную проверку. Но делать это надо предельно осторожно.

Излечение при использовании аппаратов для условно рефлекторной терапии наступает медленно. Лишь- спустя несколько недель после начала лечения ребенок начинает просыпаться раньше того, как произойдет мочеиспускание. Успех достигается путем постепенного увеличения объема мочи, выпущенной непроизвольно. Считать, что излечение наступило, можно только тогда, когда ребенок начинает просыпаться от чувства наполнения мочевого пузыря до того, как он услышал или почувствовал сигнал. «Сухие» ночи наступают обычно только на втором месяце лечения, а полное излечение чаще всего достигается на четвертом месяце лечения.

Наилучшие результаты достигаются, как правило, у детей старшего возраста. Рецидивы возникают в 10-15% случаев у детей младшего возраста и в 9-47 % случаев у детей старшего возраста.

При неэффективности названных методов лечения обычно переходят к медикаментозной терапии. Наиболее широко в нашей стране и за рубежом применяют мелипрамин, который относится в группе трициклических антидепрессантов. Сон при его использовании становится менее глубоким, особенно в первую половину ночи, т.е. когда сон наиболее глубок. Во второй половине ночи ребенок, как правило, просыпается при позыве на мочеиспускание сам.

Лечение мелипрамином показано далеко не всем детям, поэтому обязательно должно назначаться врачом и проходить под его контролем, так как возможны осложнения. Замеченные побочные действия препарата, в частности сухость во рту, должны немедленно докладываться врачу. Это касается и частоты пульса. Обычно мы рекомендуем родителям измерять частоту пульса за несколько дней до лечения и заносить данные в дневник. Затем регулярно один раз в день в одних и тех же условиях (например, лежа) измеряют частоту пульса в период лечения. В случае увеличения частоты пульса более чем на 8-10 ударов следует немедленно обратиться к лечащему врачу. Но подчеркиваем, это бывает редко. Нормальная частота пульса в возрасте 5 лет — 98-100, 6 лет —90-95, 7 лет —85-90, 8 лет —80-85, 9 лет —80^85, 10 лет —78-85, 11 лет —78-84, 12 лет —75-82, 13 лет —72-80, 14 лет —72-78, 15 лет —70-75.

Один из древних методов лечения различных заболеваний как у детей, так и у взрослых — иглорефлексотерапия. Она находит применение и при ночном недержании мочи. Этот метод лечения эффективен не всегда, и только врач может определить показания к лечению детей с энурезом.

Механизм воздействия иглоукалывания не совсем ясен, но многими исследованиями доказано, что раздражение определенных точек тела оказывает нормализующее влияние на нарушенное состояние отдельных органов и систем, в том числе и мочевыводящей. Иглоукалывание легко переносят как взрослые, так и дети. Оно не вызывает побочных явлений и может применяться в амбулаторной практике. Обычно курс лечения состоит из 10-12 процедур, которые проводятся либо ежедневно, либо через день.

В последнее время с одинаковым успехом применяют электропунктуру, которая легче переносится детьми, а детьми дошкольного возраста воспринимается как игра. Иглотерапию и электропунктуру проводят только врачи иглотерапевты, которые знают расположение определенных биологически активных точек при каждом заболевании, в том числе и ночном энурезе.

После рецидивов заболевания, которые, как уже говорилось, могут наблюдаться после конфликтных ситуаций в школе или дома, простудных заболеваний и т.д. курсовое лечение должно повторяться.

Среди профилактических мер в отношении ночного энуреза можно рекомендовать в первую очередь четкое соблюдение режима дня. Воспитатели и педагоги должны своевременно поставить в известность родителей и врача о случаях непроизвольного мочеиспускания.

Вопрос о том, может ли ребенок с ночным энурезом находиться в детском коллективе и ночью (дошкольное учреждение, школа-интернат, лагерь и др.), решается врачом индивидуально. Это относится к тяжелым формам ночного энуреза. Дети с легким течением энуреза могут находиться в коллективах, но с соблюдением рекомендаций врача. Имеются лагеря санаторного типа, где дети с различными заболеваниями, в том числе и ночным энурезом, не только отдыхают, но и лечатся.

В ряде городов нашей страны накоплен опыт по организации клинико-поликлинического центра реабилитации (восстановления здоровья) детей с энурезом, который заключается в организации профилактических осмотров врачами детей дошкольных учреждений, учащихся школ, профучилищ, спецшкол, интернатов, т.е. в раннем выявлении больных энурезом, взятии их на диспансерный учет и проведении своевременного лечения.