«Непридворный» художник двора, гений портрета

«Я не портретист. Я просто художник». Так говаривал Валентин Серов, один из первых русских импрессионистов, художник с характером.

В.А. Серов. Автопортрет

Серов никогда не считал себя придворным живописцем, и принципиально выбирал только ту работу, которая была ему по душе. Однако волей случая он писал и для императоров — сначала Александра III, потом и для Николая II.

17 октября 1888 года потерпел крушение царский поезд. Император Александр III с женой и детьми чудом остались живы, и этому событию посвящали храмы, часовни, монументы, картины.

Крушение царского поезда

Например, дворяне города Харькова, неподалёку от которого и произошло крушение, решили построить на этом месте церковь. И объявили конкурс на написание портрета царской семьи.

Валентин Серов и Коровин выиграли этот конкурс, написав эскизные портреты по фотографиям членов царской семьи.

Работа над итоговым портретом была не из легких, хотя Валентин Александрович к тому времени был уже сильным мастером. Портрет удался, но нервов и сил на него ушло немало — Серов всегда был очень требователен к натурщикам, и порой наотрез отказывался писать, если его что-то не устраивало. А тут условия для написания были довольно трудны — царские дети, например, позировали ему за всю работу по три часа каждый, а императора и царицу он писал по памяти, встретившись с ними буквально пару раз.

Император Александр III. В.А. СеровПортреты царских дочерей Ксении и Ольги

Несмотря на это, Серов великолепно справляется с задачей. К сожалению, групповой портрет не сохранился, но до нас дошли несколько эскизных.

Особенно из них выделялся портрет великого князя Михаила — младшего сына императора. Глядя на портрет Михаила, Александр III, отличавшийся прямотой, воскликнул: «Мишенька как живой получился!»

Портрет Михаила Александровича. Серов.

И на самом деле, Серову удалось передать теплоту и живость юного лица. Еще не взрослого, но уже и не ребенка — великому князю Михаилу в 1893 году исполнилось 15 лет.

Обратите внимание: Всем осторожно,как потеряешь деньги с supermentor яип Железняк Евгений Владимирович или скупой платит дважды!!!!.

Нежный юноша мечтательно смотрит вдаль, думая о чем-то своем. И наверняка не предвидит той бури и страшного конца, который уготован ему и его брату…

Сейчас портреты находятся в Государственном Русском Музее.

Следующий царский заказ Серов выполнял через три года — это была акварель «Миропомазание Государя Императора» для художественного альбома коронования Николая II. Ради такого Серова допустили на коронование и даже в алтарь.

Миропомазание Николая II. Акварельный эскиз, В.А. Серов.

Но наиболее известен портрет императора Николая II в шинели.

Император спокойно смотрит на зрителя, руки сомкнуты и лежат на столе. Перед нами портрет простого уставшего человека. Мы не видим облеченного в парадные одежды недосягаемого самодержца. Мы видим человечность во взгляде и глубокую усталость… Да, император знал, что бремя власти ему не по силам, хотя он нес его всего три года.

Есть история о том, что этот портрет особенно сложно давался Серову.

Современники императора утверждали, что образ царя было очень сложно уловить на холсте.

Серову нужна была личность императора, а не пустой парадный образ — этот портрет писался для императрицы.

Промучившись, Серов уже готов был отказаться от работы, но уставший после долгого позирования император вдруг поменял свою позу, расслабившись. И это было то, что нужно.

Николай II. Валентин Серов.

Есть история о том, что императрица помешала закончить портрет, указав Серову на недоработки до его окончания. Александра Федоровна разбиралась в живописи, но Серова задел ее жест, и он больше не прикоснулся к портрету.

Впоследствии художник наотрез отказывался от просьб императора создавать портреты царской семьи — «в этом доме я больше не работаю».

Однако, если бы портрет не нравился императрице, он не висел бы в ее кабинете.

Кабинет императрицы Александры Федоровны. Справа вверху висит портрет царя.

Судьба оригинала портрета была печальна: в октябре 1917 года, при взятии Зимнего Дворца, большевики уничтожили его, исколов штыками. Но до нас дошла копия, сделанная Серовым в том же, 1900 году, что и оригинал.

Грустный взгляд уставшего молодого человека в серой шинели — таков талант Серова. Пророческий, честный и непредвзятый.

Спасибо за внимание. Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить интересное!

Другие публикации сайта

Блудный сын Рембрандт. Вся жизнь в двух картинах
Шекспир, монах и военный. Авторы «Ромео и Джульетты»
Самая красивая картина Леонардо да Винчи
Гений уличной фотографии — Мэри Поппинс 20 века
Что не так с «Крестьянской свадьбой» Питера Брейгеля Старшего?
Скандальная модель скандальной картины Мане
Ноктюрн Шопена, сохранивший жизнь. История Натальи Карп

Первая и единственная женщина в мастерских Карла Фаберже.
Альма Пиль — создательница самых дорогих и уникальных шедевров.

Бельгийский шоколад, англосаксонская графиня и ядерный реактор

#красота спасёт мир #история великого художника #живопись жизни #свидетели драмы #любовь мастера

Еще по теме здесь: Красота и здоровье.

Источник: «Непридворный» художник двора, гений портрета.