Невежество — самый высокий барьер

Для заголовка использована цитата из книги Дж. Стэка «Большая игра в бизнес», автор которой считает, что первопричиной многих проблем в бизнесе является всеобщее невежество в вопросах бизнеса.

Дж. Стэк пишет: «Если люди ничего не знают, то и понять ничего не смогут, следовательно, действовать тоже будут неправильно». Он отмечает, что в бизнесе существует три уровня невежества.

  1. Невежество высшего руководства.
  2. Невежество рабочих.
  3. Невежество руководителей среднего звена.

На совещании руководителей подразделений один из молодых руководителей очень строгим, деловым тоном уверенного в своей правоте человека сообщил, что дела у фирмы идут значительно хуже, чем в прошлом месяце, потому что задолженность перед поставщиками возросла с 500 тыс. рублей до 1100 тыс. рублей.

Примерно в это же время старший из грузчиков на складе конфиденциально сообщил своим товарищам, что пора искать себе работу, так как дела у фирмы идут плохо, долги растут и скоро всем нечего будет делать.

Нужно сказать, что слухи в организации рождаются в прямой зависимости от невежества и неинформированности людей и распространяются очень быстро, искажаясь из-за того же невежества на каждом этапе передачи. Очень часто безапелляционные суждения как раз и свидетельствуют о невежестве.

Дело в действительности обстояло совсем иначе. На фирму поступил товар на сумму 1 200 тыс. рублей, который был оплачен на 50%, а оставшиеся 50% (т. е. те самые дополнительные 600 тыс. рублей в задолженности) должны были быть оплачены в течение месяца после получения товара. Поступивший товар был очень ходовым и на значительную часть его уже нашлись покупатели, готовые произвести оплату, как только товар окажется на складе. Ожидаемых поступлений денег от продажи этой партии товара хватало на то, чтобы заплатить оставшуюся часть поставщику и погасить имевшуюся задолженность в размере 500 тыс. рублей. Таким образом, ситуация на фирме была лучше, чем в прошлом месяце.

Всего этого молодой руководитель не знал. Он услышал только часть правды — возросшую задолженность, но не знал всей правды.

И, тем не менее сделал вывод, став источником неверной информации. Невежество — это часто следствие незнания или недостаточной информированности.

Однако информация об ухудшении дел уже пошла гулять по фирме.

В течение 10 дней вся новая партия товара была продана и фирма расплатилась по долгам. Продажи шли так активно, что на склад пришлось нанимать дополнительный персонал.

С невежеством на фирме бороться трудно. Информирование людей и разъяснение им сути происходящих событий (фактически это и есть обучение) улучшает состояние дел.

Но это все — цветочки. Ягодки — это когда невежественным в вопросах бизнеса оказывается главный руководитель. Человек часто не понимает многих вещей и учится, чтобы их понять. Невежество — это когда человек не знает, не понимает или неправильно понимает, но убежден, что знает все.

Дж. Стэк пишет в своей книге: «Единственный способ обеспечить себе уверенность в завтрашнем дне — это получать прибыль и иметь достаточное количество наличности. Все остальное — всего лишь средства к достижению этой цели».

Мы уже останавливались на прибыли. Подчеркнем, что поступление денег от покупателей — необходимое условие для того, чтобы фирма существовала и образовывала прибыль.

Отсюда следует, что обеспечение поступления денег в нужном количестве и рациональное их использование для образования прибыли — и есть главная задача руководителя. Невежество предпринимателей и руководителей как раз в том и состоит, что именно эти вопросы выпадают из их внимания и перекладываются на плечи других работников. Ни к чему хорошему это привести не может.

«Отстаньте от меня со своими деньгами», — сказал молодой руководитель бизнеса своему заместителю по финансовым вопросам на вопрос последнего об ожидаемых поступлениях на следующую неделю. О каких поступлениях можно говорить, если ими не хочет заниматься первое лицо, тем более, что и лиц-то в малом бизнесе — раз, два и обчелся.

Невежественными в вопросах бизнеса могут оказаться и опытные руководители, которым до этого заниматься бизнесом не приходилось.

Очень опытный производственник, незаурядная и сильная личность возглавил вновь созданное производственное предприятие.

В качестве своей главной цели он поставил создание производственных мощностей по выпуску металлофурнитуры, обеспечивающих выпуск изделий высокого качества по конкурентоспособным ценам. Он же был назначен директором, целью которого могло быть только создание эффективного бизнеса. Очевидно, что это — совершено разные цели. Засучив рукава, директор полностью погрузился в работу и с блеском решил все технические проблемы — через пять лет продукцию предприятия знали во всех уголках страны. Постоянно появлялись в производстве новые изделия.

А вот о бизнесе ничего подобного сказать было нельзя. При хорошем спросе на продукцию через пять лет после основания бизнес просто обязан был стать очень успешным, иметь достаточное количество собственных средств и приносить дивиденды своим учредителям. К сожалению, денег постоянно не хватало, и ни один заказ на уже освоенную продукцию не был выполнен полностью. Денег не хватало не потому, что бизнес бурно развивался и требовал много денег для обеспечения роста, а потому, что директор был невежественным в главных вопросах бизнеса. Он упорно не занимался экономикой бизнеса, ценами, прибылью и планированием инвестиций, считая все это второстепенным. Именно это второстепенное и превратило потенциально очень успешный бизнес в хромого на обе ноги инвалида.

Каждый предприниматель должен сосредоточиться на решении главной для бизнеса проблемы — экономике бизнеса, и добиться такого управления, при котором достигаются наилучшие экономические и финансовые результаты. Технические и производственные достижения — всего лишь механизм или средства для достижения финансовой стабильности. Когда она достигается и с экономикой бизнеса все в порядке, то все остальное быстро встает на свои места.

Если экономика бизнеса руководителю не дается, как, например, злосчастный сопромат или китайская грамота, в бизнес лучше не ввязываться или срочно искать другого руководителя.

Невежество — серьезная преграда на пути создания предпринимательского мышления. Оно не просто высокий барьер, оно — барьер, обвитый колючей проволокой. Невежественный человек не только убежден в своей правоте, он воинственно отстаивает свое неверное мнение. Он не желает слушать никаких возражений (тем более, если он главный руководитель), потому что не допускает мысли, что в данной области он очень слаб, если не сказать — полный профан. Для него никогда не существует «пророка в своем отечестве». Он может поверить только «авторитетам».

Вероятно, только обучение и авторитетные мнения, а также информация со стороны могут преодолеть невежество предпринимателя.

Соучредители бизнеса, если таковые имеются, или наставник могут убедить такого предпринимателя в необходимости обучения. Сам он вряд ли придет к такому решению.