Нил Иле: все по барабану


        Нил Иле: все по барабану          По вечерам он выбивает гамбийские ритмы на любимом барабане джембе - и закат над Балтикой становится ярко-ярко-красный, совсем как в Африке. И вы такой видели? Это Нил постарался! Ведь игра на барабане - мистический ритуал, чей ритм управляет силами природы и приоткрывает двери параллельные миры. Приятели ведущего латвийского перкуссиониста Нила Иле подозревают что он давно уже и не латыш вовсе, а африканец. Нил ничего не отрицает и не подтверждает. Он занят: бъет в свой барабан.

В ГАМБИЮ НА БРОНЕНОСЦЕ

В последнее время в Латвии легче встретить дикого негра, охотящегося с копьем на антилопу, чем Нила Иле! То он в Индию улетит поиграть на тамошних традиционных барабанах таблах, то в Белоруссию или Россию, где регулярно дает мастер-классы - обучает начинающих неркуссионистов. Или вдруг Нил появится на степных просторах в далекой Туве, откуда уже и до Монголии всего лишь день на скаковых верблюдах добираться.

Туда его позвали выступить на культовом празднике животноводов Наадым. Нил Иле шел среди юрт, гордо неся перед собой здоровенный африканский ритуальный барабан (как он его провез в самолете из Риги до столицы Тувы Кызыла - сие великая тайна есть!), чем шокировал местных шаманов, вооруженных бубнами. Впрочем, вскоре «белый африканский колдун» уже играл вместе с шаманами на одной сцене, а зрители поднимали «за искусство» граненые стаканы с молочной водкой аракой, не в силах понять: каким ветром их перенесло сейчас на Черный континент? Я сам побывал в Туве два года спустя, так местные шаманы не просто помнили «африканца Нила», но почтительно кланялись при упоминании его имени.

Но проще всего застать Нила в любимой Гамбии, где он побывал сам не помнит сколько раз. Что он там делает? Учит местных играть на их традиционных барабанах. Эта африканская страна давно должна сделать его почетным жителем, расширяющим границы Гамбии до окраины Европы.

В Гамбию Нил впервые попал благодаря кино. В середине девяностых в Риге проводился фестиваль «Арсенал», и Нила позвали туда играть на африканских барабанах во время «пролетарских фильмов» Эйзенштейна. Об этом крепком культурном коктейле потом написал у себя на родине один шведский журналист, побывавший на фестивале. И шведы решили повторить эксперимент - «Броненосца Потемкина» под барабанную дробь.

- Я, мягко говоря, удивился и... почувствовал, что повеяло долгожданным жарким ветром из Африки! Организаторам фестиваля сказал: приеду, но вместо гонорара хочу оплату визы в Гамбию и билет на самолет, - вспоминает Иле.

Но почему именно Гамбия, а не Намибия, Руанда и прочие уганды?

А потому, что Нил уже много лет во снах слышал ритмы гамбийских барабанов! Он услышал их в юности, в Германии, где заглянул в одну музыкальную студию - там странные немцы, прожаренные насквозь африканским солнцем, играли руками на экзотичных барабанах и дико приплясывали. Мистика это или нет, но стоило Нилу самому ударить разок ладонью по барабану, как эхо донеслось аж до Африки, потом отразилось и вернулось обратно - и поразило Иле в самое сердце. Нил вздрогнул и услышал голоса далеких предков, игравших много тысячелетий назад на барабанах.

- Что-то у меня включилось в подсознании... - подозревает Нил.

Случайностей в мире, как известно, нет. Нил вернулся в Латвию, где стал зарабатывать игрой на улицах с разными группами, а иногда возил по родной стране немцев, только открывавших здесь для себя все прелести экотуризма. Скопив денег, Нил поехал в Голландию, но не травку в кофе-шопах покурить или по кварталу Красных фонарей прогуляться, а на барабанную учебу - Амстердам славится перкуссионистами.

- В Голландии я нашел себе учителя - темнокожего француза, предки которого были из Африки. Да и он сам когда-то открывал магию ритма в Сенегале и Гамбии. «Мой латышский друг, ты задаешь слишком много вопросов, на которые я уже не могу ответить. Так поезжай же ты в Африку!» - благословил учитель. И я стал искать возможность попасть в Гамбию. И попал - меня внесли туда в автомобиле на руках.

ЖИТЬ ПО ЗАВЕТАМ МАРАБУ

Он вышел в аэропорту Ванжула - гамбийской столицы. Вышел в зал. Со всех сторон ринулись одинаковые африканцы с одинаковыми лицами и одинаковым криком: «Май френд, ай кен хелп ю!» Нил вздрогнул и удрал в ВИП-зал. Но выйти все же пришлось: не ночевать же под пальмами. Гамбийцы с одинаковыми лицами оказались милыми ребятами: договорились с гостиницей, нашли транспорт.

- Водитель повернул ключ зажигания. Машина не завелась. Тогда водитель позвал всех мужиков, какие были поблизости, те обхватили машину, чуть ли не подняли ее и буквально вынесли меня в ней с территории аэропорта - в Гамбию. «Здравствуй, Африка!» - прокричал я.

Иле не стал торопить события и перед тем, как заняться поисками учителя, решил получше узнать Гамбию.

Вся жизнь там начиналась к ночи, когда жара спадала с 40 градусов в тени до 30 при свете луны. Гулять по улочкам Банжула оказалось непросто- особенно возвращаться к тому месту, откуда начал путь. Кругом все дома одинаковые, низенькие, между ними лабиринты узких улиц. Вдобавок постоянно подбегали со всех сторон коренные жители и просили: дай доллар! Оно и понятно, ведь любой белый, появившийся в Гамбии, априори богаче любого местного.

Гамбия хоть и мусульманская страна, но, в отличие от популярных туристических Египта и Туниса, настоящая Черная Африка. Почти все говорят по-английски. По крайней мере - стараются, чем сильно облегчают жизнь путешественнику, поскольку местных языков больше десяти. Нил первое время ходил по Гамбии со словарем в руках, но потом выучил приветствие «джам марек», ответ на него «нан гаде» - ну и достаточно для начала.

Мусульмане в Гамбии не агрессивные - дружат с философами-суфиями, христианами и последователями традиционного язычества. Более того, мусульманин, когда заболеет, скорее обратится к шаману-лекарю марабу, чем пойдет в аптеку за таблеткой.

Марабу - не только целитель, но и своего рода священник. К лечению человека и вообще к помощи ему по жизни марабу подходит всесторонне. Например, страдалец хочет, чтобы у него здоровье улучшилось и бизнес пошел в гору, тогда марабу ему говорит: отнеси, брат, пять свечей в такой-то храм, столько-то еды раздай бедным, а если увидишь на улице женщину с детьми - передай ей из своего дома что-нибудь из одежды. Практически христианские принципы...

Нил «впитывал Гамбию» и во время первого путешествия, которое длилось полтора месяца, и во время второго, и третьего. Только потом нашел хорошего учителя. И играл с ним на барабанах в пустыне, на краю оазиса, под пальмой - такую картину я представил себе.

- Никаких пальм! - Нил разбивает все мои представления о Гамбии. - Проклятые колонисты-европейцы давно уже чуть ли не все в Гамбии повырубили и к себе вывезли. В том же Банжуле остался лишь какой-то небольшой природный парк с пальмами. Народ там живет, как наши крестьяне, - картошку выращивает, помидоры, огурцы. Только все овощи у них меньше наших, поскольку климат другой и пр*гходится много расходовать воды, иначе ничего не вырастет.

В один год Нил вообще ездил в Гамбию трижды - в качестве проводника для туристов из Латвии: помогал им увидеть страну и... не попадаться полиции. По поводу «не попадаться» - это история отдельная.

- Ну как, там ведь курят «травку», - объясняет Иле. - Официально это делать нельзя, как и во многих африканских регионах, благодаря чему местные делают на иностранцах хорошие деньги. Схема такая. Вначале надо «прикормить европейца»: пока он живет в Гамбии, недели две-три, ему каждый день «свои люди» приносят кайф. Европеец к этому привыкает и расслабляется. Ну а в последний день белый человек вызывает такси, которое приезжает вместе с курьером, и тот, само собой, вдоволь насыпает туристу травы на посошок, чтобы воспоминания хорошие остались. Но когда машина в травяном дыму уже мчит в аэропорт, ее останавливает полицейский. Таксист выходит и говорит полицейскому, в каком кармане у туриста травка. Европеец в шоке, его уже собираются везти в участок. Впрочем, этого можно и избежать, намекает полицейский, и требует пять тысяч долларов.

Начинается торг: европеец, нервно поглядывая на часы, пытается сбить размер взятки... В общем, я инструктировал туристов из Латвии и России: нарушать закон нельзя - дорого обойдется!

СЛЕПОЙ МИНИСТР

Учителя Нил нашел - одного из лучших мастеров игры на традиционных барабанах, семидесятилетнего Жана Мари Кейта, который жил в Сенегале, но принимал учеников и в Гамбии тоже.

- Это был не просто музыкант, но философ, который с пониманием отнесся к тому, что я вначале решил узнать Африку, а только потом приступил к игре на барабанах, - говорит Нил. - А Гамбию я действительно изучил с самых низов до верхов. Подружился даже с тамошним министром внутренних дел. Мы с ним частенько чай пили вместе, поскольку я жил по соседству. Он слепой, что не мешает ему быть хорошим министром. Как-то раз он дал свою визитную карточку и сказал: «Звони если что». Это меня однажды спасло. Я ехал в Сенегал к учителю, но не знал, что визу надо делать. Просто остановил машину на рынке в Гамбии, откуда все ездят в Сенегал, и отправился к учителю домой. На границе в лесу (пограничный пункт - соломенная хижина) машину остановил военный, посмотрел мой паспорт, поставил штамп «Въехал в Сенегал» и пропустил. Кто же знал, что я попал в Сенегал в самый разгар боевых действий: военные ловили местных революционеров. Хотя их революция - банальный разбой: ходили по поселкам, отбирали у местных еду и вещи, а когда те сопротивлялись, революционеры могли недовольному руку отрубить или глаза выколоть... В общем, занимался я у учителя дома и о том, что творится в стране, не знал. Сел в попутку и поехал назад в Гамбию. Полицейский глянул в мой паспорт, увидел печать «Въехал в Сенегал» и поинтересовался: «А где же виза?» - «Вот виза!» - «Это не виза! Это пометка для коренных гамбийцев. А иностранцу нужна виза!» Дело пахло ночевкой в участке. Но я вспомнил о визитке слепого министра, протянул ее полицейскому и сказал: «Это мой друг, я по его просьбе в Сенегал ездил - и сейчас обратно возвращаюсь. Можно ему позвонить?» Полицейский моментально подтянулся, посмотрел на меня уже совсем иначе, посадил в автобус через границу и сказал: «Доставить бесплатно куда он скажет!»

В Гамбии есть люди, которые давно относятся к Нилу как к родственнику, а многие напрашиваются к нему в ученики. Нил отвечает: братья, я сам сюда прилетал учиться у ваших прекрасных мастеров игры на ваших традиционных барабанах - так почему вы ко мне обращаетесь, а не идете к своим? Гамбийцм кивают, но остаются при своем мнении: великий белый музыкант знает намного больше!

БАОБАБ НЕ ГОДИТСЯ

Нил показал мне барабаны, которые привозил из Африки. Вернее, привозил лишь из первых своих путешествий, пока дома их не появилось столько, что уже просто некуда ставить.

- Вот мой любимый большой джембе (барабан делается из твердых пород дерева» мембрана - из кожи козы, а настраивают его, натягивая упругие веревки вдоль инструмента), с которым часто выступаю, - говорит Нил и ловко выбивает африканский ритм, от которого действительно в душе просыпается «память предков» и хочется бежать подальше из города - в самые дикие места. - А это два маленьких джембе, которые используются для музыкального сопровождения. Еще африканцы любят играть на разных инструментах, сделанных из всевозможных видов тыкв - калабасов. Например, большую разрезают на две части, вычищают мякоть, сушат, а потом играют на ней - мягко бьют ладонями. А маленькую тыкву сушат, оставляя в ней семечки, потом приделывают ручку, вешают разные шумелки-гремелки и трясут ею ритмично.

- А это тама, или «разговаривающий барабан». Очень интересный инструмент, равного которому, думаю, нет у других народов мира, - показывает Нил, зажимает барабан под мышкой и начинает играть ладонями, меняя звук инструмента за счет того, что натягивает и расслаб/шет локтем веревки вдоль инструмента. - Еще африканцы играют на конгах (в Гамбии их также называют бугарабу) или большом барабане дунду: для его мембраны используют кожу взрослой коровы, поскольку никакой даже самой откормленной козы не хватит, да и звук в итоге удается извлечь очень глубокий, низкий, мощный. Барабаны делают из разных умеренно твердых пород дерева. Например, баобаб совершенно не годится, поскольку это мягкое дерево, породы вроде нашего дуба не подойдут, так как они чересчур твердые, быстро высыхают и начинают трескаться.

Нил давно дошел до такого уровня мастерства, что не только играет на африканских барабанах, но сам делает их - и еще обучает этом искусству жителей разных регионов России и Белоруссии. Там он регулярно проводит мастер-классы: как изготовить барабан не только из дерева, но, например, и из глины. А кожу для барабанов ему в Латвии поставляют разные хозяйства» где выращивают коз и овец. Но фермеры явно не осознают, что становятся сопричастиы к целому ритуалу! Да, Латвия - это вам не Гамбия и даже не Тува: там шаман перед тем, как изготовить бубен, приходит к животноводу и, заранее пообщавшись с представителями иных миров, показывает на выбранную духами овцу - только ее кожа и подойдет для ритуального инструмента.

- И в Африке к барабанам относятся не только как к музыкальным инструментам. Это можно сравнить с картами: есть те, в которые играют, и другие - только для гадания. Rot и с барабанами похожая история: одни для музыки, другие для ритуалов, - говорит Нил, ударяя ладонями по джембе, и тот, наверное, подсказывает ему правильные слова. - Барабан - один из первых музыкальных инструментов, хотя, возможно, изначально люди просто били по своему телу, стараясь подражать звукам природы.

Еще могут конкурировать с барабаном по степени древности музыкальные инструменты, распространенные в той же Мексике, - это две палочки. Мексиканцы, ударяя палочкой о палочку, добиваются такого звучания «инструмента», такой гармонии, что могут обзавидоваться симфонические оркестры. И я уж не говорю. насколько прекрасна музыка» распространенная у индейцев в джунглях Амазонки, хотя они всего-то играют, шлепая-хлопая по бегущей и стоячей воде. Фантастика!

ПОГОВОРИ СО ШТОРМОМ

Нил не очень любит рассказывать о таких вещах, как вхождение в транс во время игры на барабанах. Но ведь и без этого никак! Иле все же признайся: когда один выбивает ритмы на любимом барабане, часто словно улетает из этой реальности куда-то далеко в мистические миры. А вот во время концертов хоть в Латвии, хоть в Гамбии такого путешествия по просторам Вселенной уже не случается.

- Что такое ритм? - Нил словно задает вопрос барабану перед собой. - Это разговор твоей души с той, которая настроена на ту же волну. Через ритм можно передать информацию, когда уже слов не хватает, поскольку человеческий язык по сравнению с музыкальным - беден. Когда от всей души играешь на барабане, то даже мозг работает иначе - активнее, он способен на такое, о чем ты ранее не догадывался.

Доказано: ритм может излечить человека, раскрыть в нем таланты, помочь найти друзей. Во время игры на барабанах, поскольку равнозначно работают обе руки, активизируются оба полушария мозга. А кто мне ответит, на что реально способен наш мозг? Вовсе не случайно я много лет провожу занятия для детей. Чтобы развивались слух, воображение, чувство ритма и гармонии.

Что же касается взрослых, их не только учу игре на барабанах, но и занимаюсь с ними своего рода звукотерапией. Иногда крупные компании заказывают эдакие музыкально-психотерапевтические тренинги. Мы выезжаем с работниками фирм на природу, и там через звуки этнических инструментов они учатся общаться - без слов.

Чем больше изучаю традиции разных народов мира, тем сильней убеждаюсь: пока жива музыка, живы и люди. Поезжайте на море, поставьте палатку, а рано утром выйдите на пляж. Если даже на вас будет надвигаться шторм, не бойтесь, подойдите к воде под вой ветра, пошлепайте по ней ладонью в ритм или постучите по песку: так начнется общение с силами природы. Попробуйте ощутить силу стихии не умом, а сердцем. И тогда может произойти такое, о чем вы и не догадывались.

ТЕКСТ И ФОТО: ЕВГЕНИЙ АЛИМОВ

Патрон №5 (май 2012)