Новые праздники советского быта

Интересен тот факт, что до конца 1950-х гг, в деревнях и селах Мезенского. Пинежского. Лешуконского районов к государственным советским праздникам (Новый год. 8 Марта. 23 февраля) приурочивали съезжие праздники. <У нас на Пезе 1 января, в Новый год, все гости непременно съезжались в Лобане, 23 февраля — в Ви-рюге и Бычье, 8 марта — в Езевце, 5 декабря — в Ваковской»г. Ничего не могло помешать проведению сельских съезжих праздников, даже смерть И.В. Сталина. Умер он 5 марта, а к восьмому числу в Езевце уже ждали приезда гостей. Собрался тогда сход жителей деревни и решил праздник не отменять, ведь гости приглашены заранее, и брага в лагунах вызрела. Для того чтобы уехать на праздник. колхозники оставляли на фермах кормов и воды на три дня. Многие местные жители связывают запрещение съезжих праздников с приходом к власти Н.С. Хрущева и появлением большого количества новых советских праздников.

К началу 1960-х гг. в быт советского народа вошло много ранее не существовавших праздников и обрядов. Возрос интерес к народным традициям и стало актуальным введение в быт новых обычаев и обрядов, использование элементов народной праздничной культуры. Большое место в этих торжествах занимали обычаи и обряды, недавно созданные с помощью профессионального творчества. Наряду с обобщенными, этнически маркированными формами бытовали и местные, региональные. В Архангельской области проведение подобных массовых районных и областных праздников пришлось на конец 1960-х гг.

Исследователи выделяют среди праздников, возникших в советское время. Праздник русской зимы, Проводы зимы, Праздник русской березки, называя их новыми календарными или сезонными. По замыслу создателей, они, как и старые календарные, должны были соединять трудовое начало, непосредственно связанное с сезонными особенностями момента, с задачами отдыха и общения. Создание новых праздников выглядело в этом русле как попытка восполнить потерю старого праздничного календаря в его прежнем объеме и виде.

Новые праздники не имели постоянного, единого сценария, однако можно выделить их общую направленность, структуру и характер. Они, как правило, состояли из нескольких, связанных между собой частей обрядового, игрового и бытового плана.

Наибольшей популярностью как в районных центрах, так и в небольших деревнях Архангельской области пользовался праздник Проводов зимы или Проводов русской зимы. Он состоял из трех частей: карнавального шествия по улицам, праздничного представления «Проводы русской зимы» и массового гуляния с конкурсами, играми, хороводами, концертами коллективов художественной самодеятельности. Центром проведения такого праздника становилась красочно оформленные центральная площадь города или села, стадион или парк. Здесь готовили сцену, устраивали ледяные горки, строили и украшали «торговые ряды». Торговля блинами, выпечкой, чаем стала обязательной, и торговые палатки оформлялись в народном стиле, продавцы наряжались в стилизованные народные костюмы.

Театрализованное представление, выступление фольклорных коллективов и массовые гуляния проводились обычно утром (с 11-12 часов) и заканчивались в середине дня концертом. Главными участниками представления были Зима, Весна, Дед Мороз и Снегурочка, другие сказочные персонажи, а также скоморохи и коробейники. В зависимости от сценария Зима могла передавать Весне символический ключ (пос. Шалакуша Плесецкого района, с. Веркола Пинежского района) или хлеб-соль (пос. Ново-Лавела и Сосновка Пинежского района). В пос. Кривые Озера поднимали флаг Весны, а в с. Красноборске Красноборского района «команда Весны» побеждала «команду Зимы» в веселых состязаниях.

На Проводах зимы подводились итоги зимовки скота, анализировалась готовность хозяйств к весенним полевым работам. С сообщениями выступали руководители совхозов и колхозов, председатели сельсоветов, передовики и бригадиры (с. Верхняя Тойма, пос. Зеленый Городок Холмогорского района, с. Веркола Пинежского района). Передовиков производства и победителей соцсоревнования награждали почетными грамотами. Иногда все это совмещалось в ходе театрализованного представления «Зима», как, например, в с. Моша Няндомского района.