О буллинге, честно: почему в детстве мы травили одноклассников, и чем это закончилось

О буллинге в детском коллективе сейчас пишут много. Почему возникает буллинг, как поддержать жертву, и в конце концов, с недавних пор благодаря закону «О буллинге» особенно наглых можно привлечь к ответственности.

Я знаю о буллинг не из книг ... Я ведь и сама была буллером в детстве. Эту историю иногда рассказывала работая с подростками, устраивая что-то вроде «сеанса терапии анонимных алкоголиков», иногда это срабатывало лучше поучения взрослых в «белом пальто». Я представляю что они чувствуют, потому что чувствовала подобное, а еще я могу объяснить почему в определенный момент поняла буллинг- это плохо. Возможно кому-то это поможет понять, как преодолеть буллинг в детском коллективе и как помочь буллеру и его жертве.

Мы - стая

Итак, нам по 11 и мы стая, хотя до 5 класса мы были милыми детьми. У нас была очень добрая первая учительница которая умело разруливала все конфликты, а порой и предупреждала их. Как-то мальчик из нашего класса во время урока замочил штаны. Нас быстро вывели в другое помещение, ему оказали помощь, вызвали родителей, чтобы те принесли сменную одежду и забрали его домой, класс убрали, а с нами провели беседу, чтобы о случившемся никто не вспоминал, не смеялся и не дразнил, потому такое может случиться с каждым. И мы так и сделали. Но в 5 классе нашим руководителем на два года стала учительница, которая считала дни до выхода на пенсию и нами особо не интересовалась. Вот здесь и начался трэш. Я не могла понять, что со мной происходит, но в то время как сто чертей вселились в душу. Почему у воспитанной вежливой девочки из порядочной семьи педагогов вдруг возникает непреодолимое желание материться? Или идя по коридору пнуть урну с мусором так, чтобы она перевернулась? Или разрисовать стены в туалете ... Почему вы думаете, что я хорошая? А может как раз наоборот? Мои одноклассники чувствовали что-то подобное, и в то время мы начали превращаться в дикую стаю. Мы крутые, дерзкие, и мы уверены, что нам можно все. Мы готовы испытывать на прочность этот мир и нервы взрослых. И мы не потерпим тех, кто пойдет против нас.

Как выбирают жертву

Мы дразнили Катю. Потому что она была ну совсем странная. Ну как нормальная девчонка может носить эту ужасную шерстяную бабушкину юбку со спортивками? Надо ей немедленно сообщить об этом.

Мы дразнили Макса. Потому что его мама была учительницей математики и частенько вместо рисования, труда, физкультуры устраивала нам дополнительные занятия по своему предмету, чем очень огорчала. «Ты виноват потому, что твоя маман нас уже достала!» А еще он всегда был прилизанный, в костюме, сидел в углу читая книгу и не приобщался к нашей стае. А когда мы однажды решили прогулять урок всем классом, отказался - мол: «Не хочу, чтобы мою маму отругали за это!». Ну как такого не травить? Хотя он особенно не реагировал на наши насмешки.

А еще мы дразнили Аню. Потому-то всем классом решили не готовить домашку по английскому. Уже не помню, почему мы воевали с учительницей, но она нам всем влепила двойки. Кроме Ани. И аргументировала это так: «Вы все бессовестные. И только Аня подошла ко мне перед уроком и сказала: Извините, я так свинья, я вчера смотрела телевизор и не сделала уроки, я в следующий раз подготовлю ». Ах ты предательница! Ну сама виновата, будешь теперь «свиньей».

Эти бурные страсти кипели, и не было рядом ни кого, кто бы вмешался и защитил жертв или успокоил «стаю». Было сладкое чувство безнаказанности, вседозволенности, превосходства а главное правоты.

Как все изменилось

Все начало менялись в 7-8 классе. Так же внезапно мировосприятие стало меняться, эмоции утихать, желание сделать что-то бешеное - тоже. В тот период посмотрела фильм «Повелитель мух» и вдруг почувствовала отвращение к себе самой и ко всему тому, что делала наша стая. Грань, отделяющая человека от зверя очень тонкая, и если вовремя не остановиться, то можно превратиться в чудовище. Внимательнее присмотревшись к жизни наших изгоев, выяснила много такого, чего не замечала раньше.

Например, в Кате отец-тиран, видя, что девушка подрастает красавицей - (голубоглазая блондинка с очень женственными формами) решил, что она потенциальная проститутка и заставлял ее одеваться как чучело. Оттуда и допотопные юбки. И тут уж не Катю надо травить, а ее папашу проучить. А поскольку добраться до него мы не можем, то надо бы хотя бы подружиться с Катей, отпросить на школьную дискотеку, переодеть в туалете в свое платье. Пусть почувствует себя принцессой.

Макс? А его вместе с младшим братом вообще одна мама воспитывает, папа ушел из семьи. Видимо ей очень трудно, а он похоже, очень ее любит, раз так волнуется, чтобы не ругала ее школьная администрация лишний раз. А както встретила его вне школы в очень стильной рокерской черной кенгурушке с надписью «Металлика» и вдруг выяснилось, что у нас общие музыкальные предпочтение. А еще он оказался чертовски умным и интересным собеседником. Он так никогда и не пытался влиться в стаю, но мы оставили его в покое и позволили быть тем, кем он есть.

У Ани все вообще было грустно. Родители развелись, мама вышла замуж второй раз, оставив дочь на попечении бабушки и дедушки.

Вдруг стало заметно сколько горя в жизни каждого, сколько странных и несправедливых вещей вокруг происходит. Так в нашей стаи возникла мысль, зачем вообще воевать с одноклассниками? Мы же один коллектив, и как бы по одну сторону баррикад. Может воевать с кем-то другим?

Ищем новых врагов

С учителями например. Вот историк явно занижает оценки одному из нашей «стаи». Устроим акцию протеста. И будем собирать подписи у учащихся из других классов! А трудовик? Ну какое он имеет право отправлять нас в подвал перебирать морковь? Должен же как минимум, предупредить, чтобы взяли перчатки и сменную одежду! А еще есть параллельный А-класс (что-то очень уж они зазнаются). А у нас ребята лучше в футбол играют. Надо устроить соревнования между классами.

Ребята пусть играют, а мы будем болеть и громко визжать. А еще, можно дразнить их вратаря, чтобы мяч пропускал. А своих мы не дразним. И другим не позволим.

Авторитетный взрослый рядом

В тот же период наша классная руководительница вышла на пенсию. И нас, как особо тяжелых и неуправляемых, перепоручили учителю физики. Он был очень крутой. Дома у него был компьютер и телескоп (это в середине 90-х). Он мог пригласить домой весь класс смотреть вечером на звезды. А его святая жена, каждый раз улыбалась доставала сервизы и разливала 20 чашек чая. Он мог принести огромную коробку винограда из собственного сада и угостить весь класс. А еще устраивал нам уроки этикета на тему, как правильно пригласить девушку на танец. И когда появилось ощущение, что рядом есть кто-то взрослый, надежный, и он нами интересуется, чудить мы стали значительно меньше.

Как сложились судьбы

С тех пор прошло много лет. До 11 класса мы эволюционировали в совершенно нормальный коллектив.

У Кати умер отец. И хотя это казалось бы печальным событием, но освободившись от домашней тирании они с матерью будто расцвели. Катя превратилась в настоящую красавицу, впоследствии очень удачно вышла замуж. Думаю, судьба так компенсирует ей травмы детства. И я искренне том радуюсь.

Макс так и остался человеком немного не от мира сего. Но стал неплохим программистом. А когда началась война - пошел воевать добровольцем и переквалифицировался в парамедика. В прошлом году посещала его тренинг по доврачебной помощи.

Аня вышла замуж, родила сына и ее инстаграм переполнен семейными фотками. А еще она всегда лайкает мои фотки.

Самое удивительное, что со многими одноклассниками отношения постепенно стали прохладными, но не с этой троицей. Мне до сих пор очень стыдно, что когда я портила им жизнь. И рада, что они простили и не держат зла.

Почему возникает буллинг и как его приодолеть?

  • Буллинг чаще всего встречается в детских коллективах 11-13 лет - когда «бушуют гормоны», происходит половое созревание и подростки начинают чудить, потому что не в состоянии взять себя в руки.
  • Жертвами буллинга часто становятся те, кто не может себя защитить, дать достойный отпор. Те, кто по каким-то причинам не вписывается в детский коллектив
  • Буллинг нельзя игнорировать. Безнаказанность порождает ложное чувство собственного всемогущества. Ненаказанное зло множится. Но работать стоит и с Буллер и с жертвой.
  • Учителя могут сами провоцировать буллинг, если противопоставляют ребенка коллективу - вы плохие, а он хороший. Этого нельзя делать ни в коем случае.
  • Буллинга можно избежать, если рядом с детьми есть авторитетные взрослые которые держат руку на пульсе, внимательны к коллективу, предупреждают конфликты и проговаривают все, что случается.

Как помочь буллеру?

  • Буллера стоит пробовать понять. Иногда это ребенок, имеющий много лишней энергии, который не знает куда ее девать.
  • Лучшее лекарство от буллинга - развитие эмпатии. Помочь ребенку найти ответ на вопрос: «Почему мне хочется травить кого-то?». Предложить присмотреться ближе к тому, кого хочется обидеть, почему он отличается от других и что за этим стоит. Часто буллер - это ребенок который запутался и сам из-за отсутствия жизненного опыта еще не может понять себя, своих чувств. Дети с маниакальной злобой и желанием наносить боль сознательно, потому что чужие страдания для них наслаждение, встречаются не так часто, и нуждаются в профессиональной помощи. А вот дети не осознающие до конца того что творят, больше.

Можно ли перерасти возраст буллерства и осознать свои ошибки? Не всегда. Поэтому хорошо, когда рядом есть кто-то, кто может создавать рамки.

Фото: depositphotos