О свете на кухне

У Джека Лондона есть рассказ о молодой женщине, вынужденной с утра до вечера готовить еду и мыть посуду в дешевом ресторанчике. «У меня так кружилась голова от кухонной жары и чада, что казалось: если я не глотну свежего воздуха, то упаду в обморок,— вспоминала героиня.—Я высовывалась из окна, закрывала глаза, и передо мной вставали самые удивительные картины...» Однажды она ушла и начала новую жизнь, в которой не было безысходности и уныния.

Мы редко задумываемся о роли света в нашей жизни, воспринимая его как данность. Между тем доказано, что мягкий солнечный свет поднимает настроение, сумерки в ясную погоду располагают к покою, тьма тяготит, а слишком яркий свет изнуряет.

Психологи провели немало исследований на тему влияния освещения, его яркости и спектрального состава на работоспособность и настроение. Оказывается, неправильно подобранное освещение может снизить работоспособность на 30 %. Трудно оценить в процентах настроение, но оно зависит от освещения еще больше.


Инстинкт не обманет

Столовая и кухня для некоторых уже стали понятиями разными, но большинство из нас по-прежнему именно здесь обедает и ужинает, ведет задушевные беседы с друзьями, устраивается с книжкой в руках. Наверное, это инстинкт первобытного очага, общей трапезы и чувства защищенности.
Россия — страна северная. Естественного света у нас мало и потому так важно искусственное освещение. Правильно подобранное освещение кухни создает предпосылки к уюту и хорошему настроению и даже способно влиять на аппетит присутствующих.

Одна плюс три

Несмотря на технический прогресс, доля ручного труда на кухне почти не меняется. Никакая техника не поможет освободить рыбу от косточек, завернуть рулет, распустить желатин для бланманже. Существуют три рабочие зоны — это подготовка продуктов, термообработка и мытье. И зона номер один — обеденный стол. Он должен быть освещен ярче других предметов обстановки. Традиционный вариант — люстра. Однако она не всегда вписывается в современный интерьер. Существует альтернатива — подвесной светильник. Их выбор сегодня велик: торговая сеть предлагает массу изделии, выполненных в различных формах и стилях. Пожалуй, лучшим вариантом здесь будет такая модель, которую можно поднимать и опускать. Хорошо, если выбранная лампа снабжена регулятором яркости. Это экономит электричество, продлевает срок работы лампочки, а главное, позволяет варьировать яркость освещения. Если вам захочется «парада», то лампа поднимается и включается на всю мощь, если же требуется «беседа у костерка», то лампа притеняется и освещает только часть стола, оставляя в тени сидящих за ним.

Избегайте вычурных, броских моделей. Как правило, они быстро надоедают, а на кухне вы бываете постоянно. В современный интерьер органично вписывается простой светильник. Для элегантной, классической обстановки подойдет лампа с традиционным темным абажуром — она будет освещать только поверхность стола. Единственное требование к светильнику над обеденным столом: он не должен давать слишком яркий свет. Оптимальное расстояние от поверхности стола до лампы составляет около 50 см. Освещение обеденного стола можно дополнить несколькими бра или торшерами. Правильно будет, если все осветительные приборы будут в одном дизайне. Если кухня совсем небольшая, то светильник над столом может оказаться лишним. Задачу общего освещения можно решить при помощи потолочных светильников, обеспечивающих равномерность светопотока.

Какого цвета свет?

Современные светильники излучают неодинаковый свет. Обычная лампочка накаливания дает световой поток теплого желтого цвета, который символизирует уют, он, кстати, подчеркивает фактуру деревянной мебели. Свет галогеновых ламп — яркий, он не искажает естественный цвет предметов и лиц. Их рекомендуется устанавливать так, чтобы свет отражался от стен или потолка. Но у таких ламп есть недостаток — сильная теплопроводимость. Люминесцентные светильники излучают холодноватый свет, голубоватого оттенка. Чаще они используются при оформлении столовых комнат в современном стиле. Все большей популярностью пользуется светодиодное оборудование. Мощность светодиодного светильника в четыре раза ниже, чем галогенного, следовательно, и энергопотребление во столько же раз меньше. При этом срок службы светодиодной лампы в десять раз больше. Светодиоды дороже, но эксплуатационные расходы минимальны. По своей яркости светодиодные лампы сравнимы с галогенными. Это значит, что они обладают возможностью «положить» пучок света на ту поверхность, которая требуется, ведь далеко не всегда нужна заливка светом всего пространства. А зачастую нет необходимости ярко освещать всю кухню.

Нейтральный спектр ламп желателен в рабочей зоне, чтобы продукты выглядели естественно. Доказано, что синий и фиолетовый цвета подавляют аппетит. Скорее всего, это вызвано так называемой «генной памятью», люди инстинктивно избегают синей и фиолетовой пищи, поскольку в природе большинство таких растений непригодно для еды. Красный, желтый и оранжевый цвета являются отличными стимуляторами аппетита. Кстати, большинство ресторанов фаст-фуда выкрашены именно так.

Может влиять на аппетит и интенсивность освещения. Замечено, что люди с избыточным весом потребляют больше пищи при ярком свете. Яркое освещение возбуждает их, заставляет есть быстрее и, как следствие, поглощать больше калорий. В то же время люди с недостатком веса предпочитают есть при приглушенном освещении. Итак, с обеденным столом разобрались: свет яркий и приглушенный, теплых оттенков цвета, возможность трансформаций. На наш стол еще нечего поставить, поэтому мы переходим в три рабочие зоны — подготовка пищи, термообработка и мытье посуды и кухонной утвари.

Как над столом хирурга
Рабочее освещение кухни формируется локальными источниками света. Если кухня небольшая, то вполне достаточно одного локального источника. Может быть, нужно, чтобы он менял направление. Допустим, когда вы занимаетесь разделкой рыбы, то свет направляется на столешницу кухонного стола, когда колдуете над плитой, то свет повернут на кастрюлю, а уж при мойке посуды без хорошего направленного света не обойтись.

В современных кухнях локальный свет часто встроен в вытяжку, используя самые разнообразные лампы. Иногда этого бывает достаточно. Если свет от вытяжки дополняется другими светильниками, то во избежание цветосветового конфликта, весьма неприятного и вредного для глаз, лучше выбирать спектрально близкие источники.

Чаще всего освещение рабочей зоны создается при помощи светильников, встроенных под полками. Оптимальный вариант — удлиненные лампы, обеспечивающие равномерное распределение света вдоль рабочей поверхности, особенно если кухня большая. Такие лампы компактны, ими хорошо пользоваться при устройстве скрытого освещения. Удобным дополнением окажется свет внутри шкафов с полупрозрачными дверцами. С одной стороны, практично — высвечивает внутреннее пространство и содержимое полок, а с другой — может являться источником рассеянного света, когда нет необходимости в ярком освещении.