О январе

Январь году начало, зиме середина. Хоть на воробьиный скок, да прибудет денек. Январь — весне дедушка.


1 января (Новый год). Новый год — к весне поворот.


6 января (Рождественский сочельник). Коль небо звездчато — богатый приплод скота и много ягод. Иней — к обильным хлебам. Метель — пчелы хорошо будут роиться.


7 января (Рождество). Темные святки — молочные коровы; светлые — ноские куры. Путь хорош — к урожаю гречи. О рождестве пригревина будет — к зеленому году.


14 января. (Васильев день). Вьюга в Васильев день предвещает богатый урожай орехов.


18 января. (Крещенский вечер). Яркие звезды — будут белы ярки (т.е. овцы).


19 января. (Крещение). Снег пойдет хлопьями — ожидается плодородный год.


25 января. (Татьяна Крещенская). Солнышко — к раннему прилету птиц. А снег на Татьяну — лето дождливое. 30 января. (Антон-предзимник). Хитер Антон со всех сторон. Обнадежит, оттеплит — и обманет: все морозом станет.


31 января. (Афанасий-ломонос). Пришел Афанасий-ломонос — береги щеки и нос. В полдень на Афанасия солнце — весна ранняя.


Декабрь и январь — студеное и бодрое время русской зимы изобилует приметами не только метеорологическими, но и «заговорными». На Юрьев день в декабре наслушивали воду в колодце, через несколько ночей — в реке подо льдом.


А снег? Он тоже в эту пору особенный. Вот что писал в прошлом веке в своих «Картинках русской жизни»— этнографически точном описании старого народного быта — писатель и публицист А. Е. Разин: «Под крещение собирают снег в уверенности, что он выбелит всякую холстину лучше, чем солнце-и зола. Снег, собранный в крещенский вечер и брошенный в колодезь, по мнению поселян, может сохранить в колодцах воду весь год. Этим же снегом крестьяне лечат себя от разных недугов: головокружения, судорог, онемения в ногах». Да, вспомнишь о «лечебном» снеге при нынешнем дефиците лекарств. Тем более, что временем такой «рецепт» проверен. Ведь все эти приметы, суеверия, гадания пришли к нам из глубины веков, здесь причудливо переплелись традиции языческие и христианские. У Гоголя в повести «Ночь перед рождеством» парни и девушки поют колядки.


Эти праздничные песни о счастливом Рождестве, крепком доме, добром хлебе пели на святочной неделе по всей Руси. Но еще летописец Нестор упоминал Коляду среди богов Владимировых, а Карамзин считал, что Коляда — бог пиршеств и мира. Языческое начало привносит в новогодние, рождественские праздники простодушное народное веселье, щедрую выдумку. Давайте вспомним трогательные, а то и озорные обряды не такого уж далекого прошлого, соединявшие язычество и христианство и мирно уживавшиеся в русской деревне. Ведь они исчезли из повседневного обихода, в сущности, одновременно, в 20 - 30-е годы, сменившись «речевками» синеблузников и другими подобными «мероприятиями». Народное творчество, тесно соединенное с трудом, опытом, религиозными верованиями, многое может дать современному человеку, уставшему от политики, неразберихи, скудности и серости существования — и эстетическое наслаждение красотой, таинством древнего обряда, и просто практический навык, «руководство к действию»: как, подражая предкам, сделать нашу жизнь богаче, ярче, разнообразнее — хотя бы в столь любимые всеми новогодние, рождественские праздники.