Образ успешного менеджера и управленческие технологии женщин-менеджеров в оценках команды и персонала фирм

Результаты анкетного опроса среди управленцев и персонала 10 фирм позволили несколько дополнить сложившиеся представления об особенностях женского менеджмента оценкой его эффективности подчиненными (на условиях анонимности), посредством процедуры сравнения образа успешного менеджера и качеств конкретных руководителей.

Прежде всего, проанализируем, каким представляется успешный менеджер самим женщинам-руководителям (см. табл. 1). Позднее мы сравним полученные оценки с оценками членов управленческих команд и персоналом фирм. Приведенные данные позволяют сделать вывод, что женщины-руководители совсем не стремятся в бизнес-деятельности к повышенной открытости и излишней щедрости, предпочитая более умеренные оценки подобных качеств. Одновременно они демонстрируют высокие этические стандарты, предпочитая "честные" отношения "лживым". Особое значение в образе менеджера отводится таким чертам, как "активность", "трудолюбие", "пунктуальность", "ответственность" и "уравновешенность".

Сравним теперь оценки образа успешного менеджера с самооценками собственного стиля управления, которые приведены в табл. 1. Как следует из полученных результатов, такие личностные качества в картине самооценки, как скромность, честность и приветливость, получили 50% и более в максимальных оценках (5 баллов). Максимальные оценки были поставлены и таким деловым качествам, как трудолюбие, ответственность и уравновешенность. Наименьшее число максимальных оценок получили: активность, щедрость, доверчивость и открытость. Таким образом, бытующее в массовом сознании представление о том, что женщина - более мягкий и доверчивый менеджер, не подтверждается оценками, которые сами руководительницы дают своим качествам и стилю управления. И хотя идеальный образ смещен у женщин в сторону "гуманного менеджера", собственный стиль управления, который они вынуждены реализовывать в конкретной жизни фирмы, подобным образом можно охарактеризовать лишь отчасти.

Наибольшие расхождения между образом успешного менеджера и самооценкой наблюдаются по таким характеристикам, как активность, уверенность в себе, уравновешенность, ответственность и др. Причем расхождения между приводимыми рядами оценок носят разнонаправленный характер, либо превышения, либо снижения идеальной нормы. Так, по мнению женщин-руководителей, они излишне честны и щедры в бизнесе, отличаются повышенной скромностью, душевностью и мягкостью, однако недостаточно активны и пунктуальны, страдают сниженным уровнем открытости, а их уровень жизнерадостности мог бы быть выше.

Таблица 1

Образ успешного менеджера в оценках женщин-руководителей и самооценки стиля управления и деловых качеств (/V = 35)

(приводится % выбравших соответствующий балл от I до 5)

Наименование качеств

Баллы

Наименование качеств

1

2

3

4

5

1. Инертность

0/0

о/о

0/20

35/60

65/20

Активность

2. Преклонение перед авто­

0/0

о/о

0/30

40/40

60/30

Уверенность в себе

ритетами







3. Лень

о/о

о/о

0/20

20/40

80/40

Трудолюбие

4. Необязательность

о/о

о/о

0/30

10/40

90/30

Пунктуальность

5. Осторожность

о/о

о/о

20/40

30/30

50/30

Рискованность

6. Лживость

о/о

о/о

20/20

40/20

40/60

Честность

7. Жесткость

о/о

о/о

50/20

40/50

10/30

Мягкость

8. Безответственность

о/о

о/о

10/20

20/40

70/40

Ответственность

9. Хвастливость

о/о

о/о

20/0

30/40

50/60

Скромность

10. Подозрительность

о/о

20/20

50/70

30/30

0/0

Доверчивость

11. Неприветливость

о/о

о/о

20/0

60/50

20/50

Приветливость

12. Жадность

о/о

о/о

40/20

40/40

20/40

Щедрость

13. Черствость

о/о

о/о

60/30

30/20

10/50

Душевность

14. Поверхностность

о/о

о/о

0/50

70/20

30/50

Основательность

15. Закрытость

о/о

о/о

20/10

40/30

40/60

Открытость

16. Угрюмость

о/о

о/о

20/0

30/40

50/60

Жизнерадостность

17. Вспыльчивость

о/о

о/о

10/10

20/30

70/70

Уравновешенность

18. Недисциплинированность

о/о

0/10

10/30

40/50

50/20

Дисциплинированность

* В столбцах приводятся: в числителе - оценки идеального образа, в знаменателе - самооценки женщин- менеджеров.

Весьма интересно в этой связи сравнить, как члены управленческой команды и персонал фирмы оценивают общий уровень удовлетворенности стилем руководства своего первого руководителя и эффективностью ее деловых и личностных черт в современной ситуации.
Обратимся сначала к общему уровню оценки сложившегося стиля управления со стороны женщины-руководителя, данному членами управленческой команды и персоналом фирмы (см. табл. 2). Как видим, уровень положительных оценок довольно высок, хотя управленцы настроены в целом более критично. Тем не менее эти данные в какой-то мере подтверждают сделанный в ходе анализа интервью вывод о том, что основной удар кризиса пришелся не столько на персонал фирмы, сколько на ее управленческую команду. Обращает на себя внимание и тот факт, что среди опрошенных велика доля тех, кто затруднился с ответами. Это может означать, с одной стороны, нежелание демонстрировать свою нелояльность к лидеру даже в анонимном опросе, косвенно свидетельствующую о неудовлетворенности и у этой группы респондентов, с другой - противоречивость оценок управленческих стратегий действующего лидера. Причем среди членов управленческой команды эта противоречивость несколько выше.

Таблица 2

Общий уровень удовлетворенности женским менеджментом в фирмах,

в % к опрошенным (N = 148)

Степень удовлетворенности*

Управленческая команда

Персонал

Полностью удовлетворен

22

29

Частично удовлетворен

47

49

Совсем не удовлетворен

17

12

Затрудняюсь ответить

14

10

Ответ на вопрос: "Удовлетворены ли Вы сложившимися методами управления фирмой со стороны первого лица?"

Таблица 3

Оценка эффективности руководства женщиной-менеджером,

в % к опрошенным (N = 148)


Мужчины

Женщины

Мужчины

Женщины

Степень согласия

(управленческая

(управленческая

(персонал)

(персонал)


команда)

команда)



Полностью согласен

14

22

11

7

Частично согласен

12

10

17

14

Совсем не согласен

58

63

49

64

Затрудняюсь ответить

16

5

13

15

Ответ на вопрос: "Согласны ли Вы с утверждением, что если бы вашей фирмой управлял мужчина, ее дела шли бы значительно лучше? "

На следующем этапе мы решили проанализировать, как члены управленческой команды и персонал, в зависимости от пола, увязывают эффективность управленческих стратегий с половой принадлежностью своего лидера (см. табл. 3). Здесь мы сталкиваемся с тем, что члены управленческой команды снова оказываются менее удовлетворенными женскими стратегиями, по сравнению с персоналом. В свою очередь мужчины-управленцы оценивают деятельность женщины-директора более позитивно, нежели женщины-управленцы, хотя по числу тех, кто полностью не согласился с данным утверждением, женщин несколько больше.

Если мы обратимся к персоналу, то получим уже несколько иные тенденции. В условиях "женского руководства" женщины из персонала чувствуют себя несколько комфортнее, чем мужчины. Именно женщины склонны более всего не соглашаться с тем, что при мужчине-руководителе дела в фирме шли бы лучше.

В данном случае весьма трудно разделить действие гендерных стереотипов и реальную эффективность женского управления. Поэтому на следующем этапе нами было проверено, как строится образ успешного менеджера у членов управленческой команды и персонала, насколько характеристики этого образа совпадают у руково­дителя фирмы и ее подчиненных. Если сравнить образ успешного менеджера у жен­щин-руководителей с образом, выстроенным членами управленческой команды (см. табл. 4), то окажется, что значительные расхождения по высшему уровню оценок (5 баллов) наблюдаются по 8 шкалам из 18: "жадность - щедрость" (60%), "черст­вость - душевность" (330%), "мягкость - жесткость" (330%), "инертность - актив­ность" (220%) "рискованность - осторожность" (220%), "подозрительность - доверчи­вость" (220%), "хвастливость - скромность" (220%), "неприветливость - приветливость" (220%). Особенно значителен этот разрыв в первом случае, что косвенно свидетель­ствует о недовольстве членов управленческих команд оплатой и поощрением своего труда.

Таблица 4

Образ успешного менеджера в оценках членов управленческой команды и персонала фирм

(приводится % выбравших соответствующий балл от I до 5) (N = 148)

Наименование качеств

Баллы*

Наименование качеств

1

2

3

4

5

1. Инертность

0/0

о/о

о/о

15/40

85/60

Активность

2. Преклонение перед авто­

0/0

о/о

о/о

25/40

75/60

Уверенность в себе

ритетами







3. Лень

о/о

о/о

о/о

20/30

80/70

Трудолюбие

4. Необязательность

о/о

о/о

о/о

20/30

80/70

Пунктуальность

5. Осторожность

о/о

о/о

0/20

30/30

70/50

Рискованность

6. Лживость

о/о

о/о

20/0

50/50

30/50

Честность

7. Жесткость

о/о

о/о

20/10

40/50

40/40

Мягкость

8. Безответственность

о/о

о/о

10/10

20/30

70/60

Ответственность

9. Хвастливость

о/о

о/о

20/20

50/50

30/30

Скромность

10. Подозрительность

о/о

20/10

30/20

30/40

20/30

Доверчивость

11. Неприветливость

о/о

о/о

10/10

50/30

40/60

Приветливость

12. Жадность

о/о

о/о

10/10

40/30

50/70

Щедрость

13. Черствость

о/о

о/о

10/10

50/30

40/60

Душевность

14. Поверхностность

о/о

о/о

0/10

70/70

30/20

Основательность

15. Закрытость

о/о

о/о

20/0

40/40

40/60

Открытость

16. Угрюмость

о/о

о/о

20/0

30/30

50/70

Жизнерадостность

17. Вспыльчивость

о/о

о/о

10/10

20/20

70/80

Уравновешенность

18. Недисциплинированность

о/о

0/10

10/20

40/40

50/40

Дисциплинированность

* В столбцах приводятся: в числителе - оценки членов управленческой команды, в знаменателе - оценки персонала.

Расхождения в видении успешного менеджера касаются прежде всего качеств, связанных с "мягкостью" менеджмента, его активностью и рискованностью. Руково­дительницы оказываются сторонницами более жестких управленческих технологий, по сравнению с членами своих управленческих команд, а также стремятся вести бизнес взвешенно, в ущерб активности и рискованности, с чем бывают несогласны управ­ленцы в высшей иерархии фирмы. Также женщины топ-менеджеры склонны подчерки­вать значение скромности, в то время как менеджеры фирмы уверены, что излишняя скромность мешает бизнесу. Совпадающим является оценка менеджерами разных уровней деловых и личностных качеств на шкалах "лень - трудолюбие", "безответст­венность - ответственность", "поверхностность - основательность", "закрытость - открытость", "угрюмость - жизнерадостность", "вспыльчивость - уравновешенность", "дисциплинированность - недисциплинированность".

Обратимся к анализу различий в построении образа успешного менеджера между женщинами-руководителями и персоналом фирм (см. табл. 4). Если сравнить между собой оценки персонала, членов управленческих команд и женщин-руководителей по высшим баллам, то окажется, что образ успешного менеджера в оценках персонала близок к образу, построенному членами управленческих команд, только еще в боль­шей степени ориентируется на гуманные управленческие технологии и отвечает более традиционным этическим стандартам. По 7 шкалам (высшие оценки) наблюдаются значимые различия в оценках, данных женщинами-руководителями. Самые серьезные различия зафиксированы по трем шкалам "жадность - щедрость" (50%), "черствость -душевность" (50%), "угрюмость - приветливость" (440%), "недоверчивость - доверчивость" (330%). Обращает на себя внимание тот факт, что общий фон расхождения у персонала с женщинами-руководителями носит более "размытый" характер, по сравнению с членами управленческих команд, у которых эти различия более сфокусированы.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что управленческие технологии женщин топ-менеджеров, несмотря на кажущуюся им самим мягкость, отличаются рациональностью и последовательностью, сопоставимыми с мужским менеджментом.

Одновременно женщины в большей степени демонстрируют приверженность к патернализму и воспитательному поведению, по сравнению с мужчинами, что позволяет говорить об особенностях женского менеджмента не по оси "мягкость - жесткость", а по оси "самостоятельность - патернализм".