Обручение

Обручение — это церковный обряд, во время которого жениху и невесте надевают кольца при чтении молитв и благословении. Обручение обычно происходит после помолвки, В храме при­сутствуют: жених с родителями и нечетом родных, родные невесты, сват, сваха. Священник читает молитвы, молодых благословляют, и идет обмен подарками.

Обручение — это наречение молодых женихом и невестой. Раньше обручение было как бы испытанием верности полюбивших друг друга, ибо они приносили в жертву свою свободу, хотя хра­нили чистоту и воздержание.

В прошлом обручение отделялось от самого венчания определенным временем. Так, указом Петра I от 1714 г. предписывалось после помолвки видеться до венчания и обручиться за шесть недель до него.

В наше время обряды обручения и венчания в церкви происходят в один день. Ниже мы приводим описание «Последования обручения», взятое из книги «Русский Православный обряд венчания».

«Жених и невеста по окончании литургии стоят в притворе храма лицом к алтарю: жених — справа, невеста — слева. Священник в полном облачении выходит из алтаря через царские врата, держа в руках Крест и Евангелие. Перед священником выносят свечу. Крест и Евангелие он кладет на аналой, стоящий посреди храма.

Кольца, которыми будут обручаться врачующиеся, во время литургии находятся по правой стороне Святого Престола вблизи друг друга: слева — золотое, справа — серебряное. Диакон, следуя за священником, выносит их на специальном подносе. Священник, приблизившись к новоневестным с двумя заложенными свечами, трижды благословляет их иерейским благословением и вручает им свечи.

Свет — это знак радости, огонь дает тепло, потому возженные свечи означают радость встречи двух любящих людей. Одновременно это символ их чистоты и целомудрия. Они напоминают нам также о том, что жизнь человека не замкнута, она совершается в обществе людей, и все, что случается с человеком, светом или тьмою, теплом или холодом, отзывается в душах окружающих его людей. Если рознь и себялюбие побеждены, если эти двое источают свет любви, то, выйдя из храма, они уже будут не двое, но одно существо. Ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы. А поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны (Ин.: 3,20—21).

Свечи не даются, если оба новобрачных вступают в брак во второй (третий) раз, напоминая о евангельской притче, где говорится о том, что девственницы выходили навстречу жениху с возженными светильниками (Мф.: 25, 1). Полагается, чтобы свечи горели на протяжении всего последования таинства Брака, поэтому они должны быть достаточно большого размера.

Священник вводит жениха и невесту внутрь храма, где будет совершаться обручение.

Обряд начинается каждением перед венчающимися фимиамом и молитвою. После этого на­чинаются молитвословия Церкви о брачащихся.

Вслед за обычным началом: «Благословен Бог наш...» — произносится Великая ектения, которая содержит прошения о спасении брачащихся; о даровании им детей для продолжения рода; о ниспослании им любви совершенной, мирной, и помощи; о сохранении их в единомыслии и твердой вере; о благословении их в непорочную жизнь: «Яко да Господь Бог наш дарует им Брак честен и ложе нескверное, Господу помолимся...»

Затем читаются две краткие молитвы, в которых воздается хвала Богу, соединяющему разделенных и положившему союзы любви, и испрашивается благословение на новоневестных. Вспоминается благословенный брак Исаака и Ревекки, как образец девственности и непорочности и исполнения обетования Божия в их потомстве. Невеста уподобляется от века предоб- рученной Деве чистой Церкви Христовой.

Священник, взяв сперва золотое кольцо, произносит трижды: «Обручается раб Божий (имя) рабе Божией (имя)». При каждом произнесении этих слов он творит крестное знамение над головой жениха и надевает ему кольцо на четвертый (безымянный) палец правой руки его. Затем берет серебряное кольцо и произносит, знаменуя крестом голову невесты, трижды: «Обручается раба Божия (имя) рабу Божию (имя)», — и надевает ей кольцо также на четвертый палец правой руки.

олотое кольцо символизирует своим блеском Солнце, свету которого уподобляется муж в брачном союзе; серебряное — подобие Луны, меньшего светила, блистающего отраженным солнечным светом. Кольцо — знак вечности и непрерывности брачного союза, ибо непрерывна и вечна благодать Святого Духа.

Затем в знак отдания себя на всю жизнь друг другу, а Господу — обоих нераздельным образом, в знак единодушия, согласия и взаимопомощи в предстоящем браке, жених и невеста трижды обмениваются кольцами при участии друга жениха или священника. После тройной перемены колец серебряное остается у жениха, а золотое — у невесты в знак того, что женской слабости передается мужественный дух.

Священник произносит молитву, в которой испрашивается благословение и утверждение обру­ченным. Вспоминается о чудесном знамении «во- доношения», поданном слуге патриарха Авраама, когда тот был послан подыскать невесту для Исаака, эта честь была предуготована только той, единственной деве — Ревекке, напоившей гонца водой. Священник просит благословить положение колец благословением небесным, сообразно с силою, которую получил через перстень Иосиф в Египте, прославился Даниил в стране Вавилонской и явилась истина Фамари. Вспоминается притча Господня о блудном сыне, раскаявшемся и вернувшемся в отчий дом: «А отец сказал рабам своим: принесите лучщую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его...» (Лк. 15, 22).

«И десница раб Твоих благословится словом Твоим Державным и мышцею Твоею высокою», — говорится далее в молитве. Не случайно обручальное кольцо возлагается на палец правой руки, ибо этой рукой мы приносим обет верности, творим крестное знамение, благословляем, приветствуем, держим орудие труда и меч в праведной битве.

Людям свойственно ошибаться, сбиваться с истинного пути, и без помощи Божьей и Его води­тельства не дойти этим слабым людям до цели — Царства Небесного. Потому просит священник: «И ангел Твой да предъидет пред ними вся дни живота их».

Обручальные кольца могут быть изготовлены из одного металла — золота, серебра, и иметь ук­рашения из драгоценных камней. При перемене колец следует быть особенно осторожными, чтобы не уронить их, так как кольцо жениха значительно больше кольца невесты, из-за чего оно с трудом удерживается на ее пальце. После этого священник дает новообрученным поучение о духовной жизни, о значении таинства Брака, разъясняет смысл основных моментов обряда. Непосредственно вслед за этим идет венчание.