Оцениваем свои пленки и сценарии

Подпишись на нас:

Оцениваем свои пленки

Оглядываясь назад, на свои пленки, видите ли вы в них какие-либо подобия или типовые модели? Есть ли конкретные сценарии, которые можно связать с негативным внутренним диалогом? Например, говорится ли в них о каких-либо столкновениях по работе? Есть ли в них упоминания о конкретных членах семьи или знакомых?

Может оказаться, что вам легче выявить пленки, когда вы начинаете думать о конкретной части дня, так бывает с нашими первыми мыслями утром о том, что произойдет в этот день. Возможно, пленки приходят вам на ум в контексте конкретного задания, например, когда вам предстоит подготовить речь. Используя записи из своего дневника, определите, каковы эти общие тенденции или модели.

Оценка сценария

Теперь давайте приступим к оценке сценария вашей жизни и зафиксированных в нем предубеждений.

Упражнение 1. Уделите нужное время рассмотрению всех сценариев, по которым разворачивалась ваша жизнь. Их может быть довольно много: это могут быть роли друга, работника, любящего родителя, «души компании», танцора, преподавателя, спортсмена, супруга, инвалида, сына или дочери таких-то (вставьте имена родителей) и т. д.

Не забывайте, что сценарий руководит всем, что мы говорим и делаем; он также содержит ожидания или роли для других людей. Поэтому, думая о своем сценарии, постарайтесь сначала вспомнить те роли, которые непосредственно повлияли на полученный результат. Вспомните те «сцены» и обстоятельства, в которых исполняемая вами роль воздействовала на реакцию и взаимоотношения с другими людьми. В сценарии наверняка найдется место и для других внутренних факторов, которые мы обсуждали. Например, вы наверняка найдете в нем целый букет ярлыков, локус контроля, который расцвечивает события, а также пленки, которые наполняют сценарий автоматическим содержанием.

Используйте эти концепции, чтобы подробно охарактеризовать сценарий. Для этой работы вам снова понадобится ваш дневник.

Для начала просто обозначьте сценарий, внеся в заголовок ту роль, которую сыграли (мать, жена мужа-пьяницы, неряха, дурачок).

Затем опишите в простых словах поступки или поведение, которые требовались от вас по сценарию. Здесь задача состоит в том, чтобы вспомнить, что вы действительно делали в результате исполнения этой роли.

Далее в одном-двух абзацах опишите, как люди отвечали или реагировали на вас в связи с этой ролью. Чего эта роль потребовала от других персонажей «пьесы»?

Проделав это упражнение для одной роли, обратитесь к другой и опишите по очереди все свои роли, руководствуясь одними и теми же принципами.

Упражнение 2. Сейчас, после того, как вы описали несколько сценариев, по которым жили, вернитесь к своим записям и выполните следующее:

1. Обведите кружком названия тех ролей, в которых вы чувствовали наибольшую цельность с тем, чего вы хотите добиться в жизни. Если бы вы рассказывали о себе другому человеку, какими ролями вы гордились бы больше всего? Какие роли вам самому по душе? Отметьте их.

2. Если бы вы рассказывали о себе другому человеку, за какие роли вам было бы очень стыдно? Поставьте крестики возле тех ролей, которые вам противно играть.

3. По каждому определенному вами сценарию, положительному или отрицательному, запишите, кто был в вашей жизни той фигурой, которая сильнее всего навязана вам конкретным сценарием. Укажите также, почему, по вашему мнению, этот человек определил вам такую роль и что он от этого выгадал.


Следующее: А ЧТО ЕСЛИ?..

Предыдущее: А ЧТО ЕСЛИ?..

Интересное: «Долгая жизнь — наказание…»: Самая старая жительница России рассказала о своих секретах. Как ей это удается
ПОДЕЛИСЬ!


Подпишись на нас, чтобы ничего не пропустить: