Old Fashioned: кое-что об эйджизме и моделях 60+

Джони Митчелл, канадская фолк-джаз певица для NEW YORK MAGAZINE/Фото: Norman Jean Roy

«Одержимость юностью – вид расизма».

Каролина Эррера в 81 год все еще желанная героиня американского глянца и одна из лучших моделей своей же бизнес-империи; канадская фолк-джаз певица Джони Митчелл в 77 снимается для Сен Лорана; посты про 97-летнюю Айрис Апфель собирают максимальное количество лайков в соц. сетях, а предзаказ на биографию модели «Икона по воле случая» побил все рекорды.

Дизайнер Каролина Эррера/Фото: Кристофер Андерсон

Примечательно, что одно из первых и самых известных агентств «для старушек» - это парижский Silver. В России тоже открылось и успешно работает первое агентство для моделей возраста 50+. Что ж, эйджизм вроде как побежден. Но точно не везде. В интервью Сюзи Менкес для британского Vogue на тот момент 85-летний Карл Лагерфельд отметил: «Одержимость юностью – вид расизма».

Фото: Пэт Мартин

Еще в 1890 году женщины в возрасте были обычным явлением для рекламного бизнеса. Но после Первой мировой войны обществом стал править культ молодости, что неудивительно - старость ассоциировалась с болезнями и смертью, которых хватило и на войне. Так, весь рынок стал одержим идеей вечной молодости: крем, который избавит от предательских морщин (что же они предают, Родину?); краска, которая скроет седину (как самую страшную вашу тайну); одежда на тонких и звонких 20-летних моделях. Каждая рекламная кампания пестрила идеей съесть молодильное яблоко и никогда не стареть. По сути, все эти установки сохранены и работают по сей день.

Да, стратегии борьбы с эйджизмом довольно активно продвигаются ВОЗ (Всемирной Организацией Здравоохранения) уже несколько десятилетий. Кстати, в СССР отношение к возрасту в публичном пространстве было относительно терпимым, в журналах публиковали моду для самых разных возрастов и даже для полных. Чего не скажешь о современном российском кинематографе. Вспомните громкие премьеры сериалов и фильмов за последние полгода, и как много российских актеров и актрис 60+ или 70+ играли в них главные роли. В это же время не сходят с экранов такие британцы как Джуди Дэнч (85), Тильда Суинтон (60), Хелен Миррен (75), Кристин Скотт Томас (60), Шарлотта Рэмплинг (74), Джереми Айронс (72), Энтони Хопкинс (82), Бен Кингсли (76).

Шарлотта Рэмплинг для NY Times/Фото: Paolo Roversi

Интересно мнение ВОЗ (не самой популярной организации в этом году), что молодыми они считают лиц от 25 до 44 лет, людьми среднего возраста - от 44 и до 60 лет. После чего следует категория пожилых – от 60 до 75 лет, стариков – от 75 до 90. А всех, кто прожил больше 90 лет, называют долгожителями. И все же интересно, почему в России людей 60+, не говоря уже о более зрелом возрасте, не так часто встретишь в рекламном и кинобизнесе.

Американская писательница Джоан Дидион (85) в рекламной кампании Celine/Фото: Juergen Teller
Дафна Селф для Vans&Other Stories и Линда Родин для The Row/pinterest
Джони Митчелл для Saint Laurent/Фото: Эди Слиман
Актриса Роза Хайруллина в рекламной кампании для «Меха Екатерины» /Фото: «Меха Екатерины»