Почему команды?

Подпишись на нас:

Определение команды очень простое: это люди, которые делают что-то вместе. Это может быть хоккейная команда, ведущая игру в большинстве, команда исследователей, разгадывающая интеллектуальную загадку, команда спасателей, вытаскивающая ребенка из горящего дома, или просто семья, которая устраивает свою жизнь.

Команду делает командой не что-то, что она делает; командой ее делает слово вместе.

Почему же все решили обратиться за помощью к командам? Могло ли быть по-другому? Как минимум в теории пре­ имущества командной модели казались совершенно очевидными.

  • Команды экономят средства. Вслед за появлением команд исчезает менеджмент среднего звена. Организации, которые обращаются к командам только ради экономии, не остаются разочарованными.
  • Команды повышают производительность. Они ближе к процессам и ближе к клиентам, чем старая бюрократия. Они позволяют настолько повысить производительность труда, что боссы раньше не могли и мечтать о таком.

?          Команды облегчают коммуникацию. В хорошей команде все ее участники заинтересованы в собственном успехе. Команды концентрируются на текущих задачах. Сама суть команды, ее «бизнес», если вам угодно, это распространение информации и делегирование работы.

? Команды делают то, что не могут сделать обычные рабочие группы. Если задача многофункциональна по своей сути, с командой специалистов из разных областей никогда не сравнятся ни одиночка, ни функциональная группа. Обладать всеми необходимыми знаниями и как следует выполнить такую задачу один человек или группа специалистов в одной области просто не в состоянии.

? Команды эффективнее используют ресурсы. Они позволяют организации направить свои самые важные ресурсы, силу своего интеллекта, непосредственно на решение проблем. Команда — это схема «Точно вовремя» в приложении к структуре организации: ничто не должно тратиться впустую.

  • Команды принимают более удачные решения. Хорошее управление основано на хороших знаниях. Суть идеи команды — общие знания и немедленное превращение их в общие управленческие решения.
  • Команды повышают качество продуктов и услуг. Так называемый «круг качества» (давно отброшенный) был ранним выражением идеи об улучшении качества посредством идей и энергии каждого. Команда накапливает знания, а знания, ко торые применяются в нужный момент, — ключ к непрерывному совершенствованию качества продуктов и услуг.
  • Команды совершенствуют бизнес-процессы. Процесс включает в себя несколько функций. У команды, в которой представлены все функции, необходимые для данного процесса, более ясное «видение процесса». Вот почему в 90-х команды шли рука об руку с реинжинирингом.
  • Команды «дифференцируют, интегрируя». Почти все организации изо всех сил стремятся снижать затраты и повышать эффективность. Но они боятся, что снижение размеров может привести к фрагментации. Команда — это возможность объединить людей, обладающих разными знаниями.
    Такое «смешение» предохраняет организацию от шока, связанного со снижением ее размеров.

Все это звучит прекрасно, и в целом все это правда. Но в то же время команды могут вызвать волну новых проблем, навлечь на головы организации, к какому бы типу она ни относилась, все тридцать три несчастья. Мы работаем с командами больше десяти лет. И за это время успели понять, что они действительно иногда добиваются положительных результатов, но часто по тем или иным причинам оказываются бесполезными.

«Точно вовремя» (just-in-time) — производственная философия, основанная на планомерном уничтожении любых непроизводительных расходов и постоянном совершенствовании производственного процесса. В узком смысле термин означает сведение к нулю буферных производственных запасов за счет доставки пополнения малыми партиями «точно вовремя». — Прим. пер.



Да, компании экономят, устраняя или объединяя в одну должности, которые считают ненужными, — производительность ценой изнурительного труда. Но коммуникация, качество и реальные выгоды роста производительности — все эти теоретические преимущества команд, так вдохновляющие менеджеров, — так и остаются теорией.

Так стоит ли обвинять компании в том, что идея команд вызывает у них сомнения? Может быть, команды — всего лишь очередная мода? Не пора ли сделать выводы и восстановить бюрократическую пирамиду?

Нет, нет и нет. Во-первых, команды — не прихоть. Они всегда были и всегда будут. Во-вторых, назад дороги нет. Старая иерархия обходилась нам слишком дорого. Вернуться к ней — значит, прежде всего, вернуть ненужные и слишком большие затраты на промышленную бюрократию.

Нам остается только одно: еще глубже погрузиться в командный опыт.

Но прежде чем это сделать, было бы мудро остановиться и поразмышлять о том, почему команды терпят фиаско и как нам изменить свои организации или свои ожидания, чтобы наши команды смогли реализовать свой многообещающий потенциал.


Следующее: Ч.1. Мечта о командах. Глава 1. КОНЦЕПЦИЯ КОМАНДНОЙ РАБОТЫ: ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ

Предыдущее: Ч.1. Мечта о командах. Глава 1. КОНЦЕПЦИЯ КОМАНДНОЙ РАБОТЫ: ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ

Интересное: Создание эффективной команды
ПОДЕЛИСЬ!