Обратная связь

Компонент хорошей коммуникации — это обратная связь. Людям, а особенно командам, необходимо знать, на каком они свете. Бывший мэр Нью-Йорка Эд Кох часто спрашивал у всех и каждого: «Как мои дела?» Эта фраза стала его визитной карточкой. Он знал, что все надоедает, — просьбы о признании быстро приедаются. Но он был умным парнем. Он знал:

  • что забавные запоминающиеся фразы очень полезны в политике;
  • что людям нравится, когда вы интересуетесь их мнением;
  • что хорошая обратная связь — это большая ценность.

Мы будем рассматривать обратную связь, прежде всего, по последней причине. Но не стоит недооценивать и две остальные. Обратная связь — коммуникация, взаимная оценка, взаимное сравнение — мощная штука. Качественная и постоянная обратная связь — это как бензин для команды, готовой сорваться с места. Искушенный лидер команды не устает заполнять ею бак команды, и на это есть масса веских причин.

Мы живем и работаем в обществе, основанном на информации. Мы измеряем все на свете. Измерения (уровень безработицы за месяц, индекс потребительских цен, дневники наших детей, отчеты по кредитным карточкам наших жен) показывают нам, как наши дела и что происходит на самом деле.

Командам тоже нужно знать, как у них дела. Это своего рода голод, ненасытный аппетит любыми способами измерять вес, что они делают. И в этом им помогают:

  • обратная связь друг от друга;
  • обратная связь от лидера команды;
  • обратная связь от «клиентов»;
  • обратная связь от организации, в которой они работают;
  • обратная связь в виде цифр;
  • обратная связь в виде слов;
  • обратная связь формальная, официальная и по графику;
  • обратная связь, возникающая сама по себе;
  • обратная связь по поводу общей картины и долговременной перспективы;
  • обратная связь по поводу «здесь и сейчас», фрагментов общей картины.

Обратная связь должна быть постоянной. Тогда у каждого члена команды всегда будет свежая информация о том, «как его дела», и он сможет использовать ее, чтобы корректировать свою работу и тем самым повышать эффективность команды.

Сюрпризы

Если вы выдаете члену команды качественную, честную обратную связь, а он обижается, значит что-то не так. Возможно, команда слишком долго ждала, прежде чем вразумить заблудшего коллегу. Вот почему непрерывная обратная связь лучше периодических оценок — ошибки не успевают превращаться в привычки. Если вы слишком долго откладываете критику или замечания, человек на вас обидится. «Почему никто мне об этом не сказал?» Оценки раз в полгода хороши для орнитологов. Когда человек узнает, в чем его проблемы, будет уже поздно. И это похоже на Нюрнбергский процесс*.

Подсластить пилюлю

Самая важная обратная связь, которую можно дать человеку, часто негативна. Это неприятно. Наверное, критиковать других еще неприятнее, чем выслушивать критику самому. Но са­ мое, самое, самое худшее, что можно сделать, — не дать такой обратной связи или слишком ее смягчить. «Война проиграна из-за гвоздя», как говаривал Бедный Ричард**. Замените гвоздь вовремя, пока пустяковая проблема не привела к серьезным по­ следствиям...

Хорошая новость/плохая новость

Критику никто не любит, и поэтому критиковать нужно очень осторожно. Нужно отличать неискренние комплименты от честной и полезной поддержки. Люди замечают, когда вы пытаетесь «подсластить пилюлю». Если нужно сказать человеку что-то приятное, сосредоточьтесь на хорошем. Прекрасно, если хотите сказать ему что-то не очень приятное, скажите это прямо. Если вы можете искренне и по-дружески поддержать отстающего члена команды. Но такая поддержка может прозвучать слишком убедительно, и есть опасность, что ваши корректирующие замечания будут поняты неправильно. Лучше всего сказать то, что необходимо сказать. В конце концов, это самый мягкий способ справиться с проблемой.

* Судебный процесс над главными паи носкими военными преступниками, проходивший в Нюрнберге (Германия) в 1945-1946 годах.

* Бедным Ричард — псевдоним Бенджамина Франклина, под которым он издал сборник афоризмов и парадоксов.