Почему невеста в белом?

УвеличитьЕсть ли в мире торжество, более роскошное, чем свадьба? Найдется ли человек, ни разу не видевший этого торжества? Каждый хоть раз в своей жизни видел красавицу-невесту, одетую в белое свадебное платье. Ну хотя бы в кино… А вот все ли мы знаем, почему цвет одежды невесты белый? И почему, вообще, замуж именно «выходят»? И еще почему: почему два последних вопроса я поставила рядом?

Проведите небольшой эксперимент: спросите у членов семьи, соседей, друзей, коллег, что символизируют белое свадебное платье и белая фата невесты. Уверена, что в подавляющем большинстве случаев вы услышите: «Это цвет чистоты, невинности, непорочности, целомудренности». А ведь это совсем не так!

Издревле у всех народов белый цвет символизировал Прошлое, это был цвет памяти и забвения, отрешения от мира земного. Именно поэтому у древних народов Земли, в том числе и у славян, белый цвет был (а у некоторых остаётся до сих пор) цветом траура, смерти, умирания. Это, кстати, перешло и в христианскую традицию, - ангелы и причисленные к лику святых изображаются в белых одеждах, которые демонстрируют отнюдь не их непорочность, а принадлежность к иному миру.

Так почему же невесту, согласно русской (и любой другой славянской) свадебной традиции, облачали в траурные цвета? Чтобы это понять, мы должны вспомнить, что значил род для древнего человека. Для древнего человека род (семья) означал буквально всё: вне рода человек не имел ни прав, ни обязанностей; он не воспринимался соплеменниками как личность, но только как член определенной семьи. Да и сам древний человек ощущал себя не индивидуальностью, но исключительно членом рода, постоянно ощущая его мощную поддержку. Девушка, становясь женой, покидала свой род, «выходила» из него. Она «умирала» для своего рода и «рождалась» заново в другом. Отсюда и облачение в траурные, белые, одежды.

С этими поверьями связаны традиции плача невесты и плача (голосьбы) по невесте. Ну, почему «голосили» по невесте, вы теперь и сами можете сказать. А вот почему сама невеста просто должна была горько и много плакать? Дело тут вовсе не в том, что девушка опасалась неизвестности, боялась того, как примут ее в новой семье. Дело в том, что, покидая свой род и переходя в чужой, она отказывалась от своих духов-покровителей и отдавала себя под покровительство родовых духов мужа.

Своими слезами она как бы и благодарила прежних покровителей, и извинялась перед ними за «измену», за «обиду», которую она им причиняет, отказываясь от них. Всем нам известна такая картина: невеста в ожидании прихода жениха сидит, празднично одетая, с подружками в своей комнате. Но не всегда было так. У древних славян, да и позже, во многих русских, украинских, белорусских сёлах вплоть до XIX века, невеста во время прибытия свадебного поезда сидела на печи в своей повседневной одежде и оплакивала прежнее житьё в семье. Переодевалась же она в свадебное платье только после прибытия жениха. И древний смысл этого действа – прощание с домашним очагом, родом, родовыми духами.

С «умиранием» невесты в своем роду связана и традиция покрывать голову девушки фатой. Я сейчас имею в виду не ту прозрачную накидку из кружева или фатина, к которой мы все привыкли, а непрозрачный плат (два неразрезанных платка) из плотной ткани белого или красного цвета, которым покрывали в Древней Руси невесту, делая ее лицо совершенно невидимым для окружающих. Кстати, если уж я упомянула красную фату, то надо сказать и о том, что траурным цветом в древности был не только белый, но и красный, а точнее – бело-красный. Вспомните изображения народного свадебного платья: ведь оно было не чисто белым, а с элементами красного цвета. Фата же, как я уже говорила, была либо белой, либо красной (любители индийских фильмов, вам вопрос на засыпку: какого цвета одежда современных индийских невест?).

Так почему лицо невесты закрывали непрозрачной плотной тканью? Да всё по той же причине: согласившись на брак, она «умерла» для своего рода и пока еще не «возродилась» для другого, а соприкасаться (даже взглядом) обитателям одного мира с обитателями мира иного, по поверьям древних славян, было запрещено. Почему? Потому что, как считали наши предки, любое соприкосновение нашего мира с миром мёртвых вело к неисчислимым несчастьям и даже гибели мира живых. Потому и нельзя было никому лицезреть невесту, дабы не принести несчастья ни ей, ни её родне, ни себе самим.

Со временем древний, изначальный, смысл этих свадебных традиций, как и массы других народных свадебных традиций и обрядов, несколько изменялся или вовсе утрачивался. Смысл некоторых преобразовался настолько, что они воспринимаются нами как забава или игра на свадебном торжестве. Но если кому-то очень захочется выяснить, откуда идёт в России обычай разбивать тарелку на свадьбе или громко сигналить из автомобиля при возвращении молодоженов из загса, почему невесту вносят в комнату через порог и прочее-прочее-прочее, то достаточно просто задаться вопросом. Например… почему свадебное платье невесты белое.