ПОКУПКИ И БЫТОВЫЕ УСЛУГИ ПРАВА ПОКУПАТЕЛЯ И ПОТРЕБИТЕЛЯ ТОВАРОВ И УСЛУГ ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Каждому покупателю полезно знать приведенные ниже основные права покупателя, защищаемые законодательными актами Российской Федерации, и обязанности торговых предприятий.

В соответствии с Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей», в тексте этого раздела книги под продавцом понимается любое предприятие, организация, учреждение или гражданин-предприниматель, реализующие товары по договору купли-продажи, а под покупателем и потребителем понимаются граждане, использующие, приобретающие, заказывающие либо имеющие намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) для личных бытовых нужд.

Продавец обязан продавать покупателю товар (или оказать услугу), соответствующий по своему качеству обязательным требованиям стандартов, условиям договора купли-продажи, обычно предъявляемым требованиям, а также информации о товарах (услугах), предоставленной покупателю продавцом.

Информация о товаре в обязательном порядке должна включать следующие сведения: наименования стандартов, обязательным требованиям которых должен соответствовать данный товар; перечень основных потребительских свойств товаров; цена и условия приобретения товаров; гарантийные обязательства изготовителя товара; правила и условия эффективного и безопасного использования товара; срок службы (годности) товара и сведения о необходимых действиях потребителя по истечении срока годности, а также сведения о возможных последствиях при невыполнении этих действий; адреса изготовителя (продавца) и предприятий, уполномоченных изготовителем (продавцом) на принятие претензий от потребителя, а также предприятий, производящих ремонт и техническое обслуживание товара.

Информация о товаре, который является продуктом питания, помимо вышеперечисленных сведений должна включать в себя также и сведения о составе (включая перечень иных продуктов питания и пищевых добавок, использованных в процессе приготовления данного продукта), весе и объеме содержимого, калорийности продукта, содержании в нем вредных для здоровья веществ в сравнении с обязательными требованиями стандартов и противопоказаниях к применению при отдельных видах заболеваний.

По требованию покупателя продавец обязан сделать для него перевод на русский язык любой информации на иностранном языке, содержащейся на упаковке импортного товара.

Торговое предприятие и предприятие бытового и иных видов обслуживания обязано иметь вывеску с указанием своего профиля и формы организации своей деятельности, фирменного наименования (если оно имеется), юридического адреса предприятия (местонахождения владельца предприятия) и информации о режиме своей работы.

На товары, потребительские свойства которых могут ухудшаться со временем или по истечении определенное периода времени представлять опасность для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды, должны быть установлены сроки годности. К таким товарам, в частности, относятся продукты питания, парфюмерно-косметические изделия, медикаменты, товары бытовой химии.

Срок годности товара исчисляется со дня изготовления товара.

Продажа товаров с просроченным сроком годности запрещена.

Торговое предприятие несет ответственность за качество реализуемых товаров.

На все реализуемые товары должны быть правильно оформленные ценники.

По требованию покупателя торговое предприятие обязано дать ему полную информацию об изготовителях и основных потребительских свойствах товаров.

На каждую партию товаров, в том числе зарубежных, торговое предприятие обязано иметь сертификат соответствия или его заверенную копию, подтверждающие качество и безопасность продукции для здоровья и жизни потребителей.

Гири, весы и другие измерительные приборы торговых предприятий должны быть в исправном состоянии и иметь ясные клейма.

В торговом зале на доступном для покупателя месте должны быть установлены контрольные весы.

Расчеты с покупателем за товары должны выполняться через контрольно-кассовые машины.

Покупатель имеет право проверить правильность цены, веса и меры отпущенных ему товаров, а также сроки хранения продуктов (по накладным, заборным листам) и наличие сертификата качества на данный товар.

Запрещено обусловливать продажу одних товаров (услуг) обязательным приобретением других. Убытки, причиненные покупателю вследствие нарушения его права на свободный выбор товара (услуги), возмещаются торговым предприятием, предприятием бытового и иных видов обслуживания в полном объеме.

В случае продажи товара с недостатками, не оговоренными продавцом, покупатель может по своему выбору потребовать следующее:

— безвозмездное устранение недостатков товара или возмещение расходов на их исправление;

— соразмерное уменьшение покупной цены;

— замену на товар аналогичной марки (модели, артикула) ;

— замену на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;

— возврат уплаченных им денег и возмещение понесенных убытков.

Если установлено, что при соблюдении потребителем правил использования, хранения либо транспортировки товара этот товар причиняет или может причинить вред жизни или здоровью потребителя, окружающей среде, имуществу потребителя, то изготовитель товара (продавец) обязан незамедлительно приостановить его производство (реализацию) до устранения причин вреда, а при необходимости принять меры по изъятию товара из оборота и отзыву от потребителей. Убытки, причиненные потребителю в связи с отзывом товара, подлежат возмещению изготовителем в полном объеме.

Право требовать возмещения вреда, причиненного вследствие недостатков проданного товара (оказанной услуги), признано за любым потерпевшим потребителем, причем независимо от того, состоял ли этот потребитель в договорных отношениях с продавцом товара (исполнителем услуги) или нет.

Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя, подлежит возмещению в течение установленного срока службы (годности) товара, а если срок ной службы не установлен, то в течение 10 лет с момента изготовления товара (принятия услуги).

Требования по поводу недостатков товара, не оговоренных продавцом, потребитель вправе предъявлять в течение гарантийного срока службы товара или срока его годности (если товар относится к тем товарам, для которых устанавливается срок годности), установленного изготовителем.

Если гарантийный срок на товар не установлен, то потребитель вправе предъявить указанные требования, если недостатки товара были обнаружены в течение 6 месяцев со дня передачи товара потребителю.

Если же товар представляет собой недвижимое имущество, то этот срок продлевается (при отсутствии гарантийного срока) до 2 лет со дня передачи товара потребителю.

Названные сроки действуют, если законодательством или договором купли-продажи не установлены более длительные сроки. Следует отметить, что во всех этих случаях речь идет о требованиях по поводу недостатков товара, а не о требованиях, связанных с вредом, причиненным жизни, здоровью или имуществу потребителя, где сроки иные.

Указанные здесь сроки исчисляются со дня продажи товара потребителю. Если же день продажи установить невозможно, то эти сроки исчисляются со дня изготовления товара.

Покупателю полезно знать, что на страже его интересов стоит Уголовный кодекс Российской Федерации, предусматривающий, в частности, суровые наказания за:

— обмеривание, обвешивание, обсчет, введение в заблуждение относительно потребительских свойств, качества товара или иной обман потребителей;

— выпуск или продажу товаров, оказание услуг, заведомо не отвечающих требованиям безопасности для жизни и здоровья потребителей, клиентов, повлекших причинение вреда здоровью людей либо создание угрозы причинения такого вреда;

— незаконное повышение либо поддержание цен, совершенное в результате монополистической деятельности путем создания препятствий доступу на рынок другим хозяйствующим субъектам, либо изъятия товаров из обращения, либо сдерживания их от реализации, либо другого устранения от потребителей;

— продажу товаров в нарушение установленных правил реализации;

— продажу товаров, не соответствующих требованиям стандартов, технических условий и образцам (эталонам) по качеству, комплектности и упаковке, или в нарушение санитарных правил;

— продажу товаров без документов, содержащих сведения об изготовителе, поставщике или продавце.

Действие этих статей Уголовного кодекса распространяется на магазины и на другие предприятия, осуществляющие реализацию товаров или оказывающие услуги населению, независимо от их организационно-правовых форм собственности, а также на граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью в сфере торговли (услуг).

Иск о защите прав потребителя предъявляется в суд по месту жительства истца, либо по месту нахождения ответчика, либо по месту причинения вреда истцу.

Потребители освобождены от уплаты государственной пошлины по искам, связанным с нарушением их прав.

Все предприятия, организации и учреждения обязаны принимать во все виды платежей российские банкноты даже, если на них есть проколы, надрывы, протертости, пятна, надписи, незначительные повреждения в виде оторванных углов и краев.

Отношения между покупателями и продавцами регулируются рядом законодательных актов Российской Федерации, в частности следующими:

— О защите прав потребителей (закон Российской Федерации от 07.02.92 № 2300-1; опубликован в издании «Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации», 1992, № 15);

— Порядок розничной торговли алкогольными напитками и пивом на территории Российской Федерации (утвержден постановлением Правительства Российской Феде-радии от 26.09.94 № 1088);

— Правила бытового обслуживания населении в Российской  Федерации   (утверждены  постановлением   Сонета Министров—Правительства Российской Федерации ОТ 08.07.93 № 536; опубликованы в газете «Экономика  и жизнь», 1993, № 28);

— Правила комиссионной торговли непродовольственными товарами (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.94 № 1090; опубликованы в газете «Экономика и жизнь», 1994, № 41);

— Правила продажи гражданам товаров длительного пользования в кредит (утверждены постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 09.09.93 № 895; опубликованы в газете «Экономика и жизнь», 1993, № 39);

— Правила продажи изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 24.05.94 № 553; опубликованы в газете «Экономика и жизнь», 1994, № 27);

— Правила продажи меховых товаров (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 24.05.94 № 553; опубликованы в газете «Экономика и жизнь», 1994, № 27)";

— Правила продажи отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров (утверждены постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 08.10.93 № 995; опубликованы в газете «Экономика и жизнь», 1993, № 44);

— Правила продажи товаров по образцам (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 19 08.94 № 970; опубликованы в газете «Экономика и жизнь»   1994,.№ 36)";

— Правила скупки у населения драгоценных металлов, драгоценных камней в изделиях и ломе (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.94 № 1089; опубликованы в газете «Экономика и жизнь», 1994, № 4.1).

Эти законодательные акты были использованы при подготовке раздела «Права покупателя и потребителя» в данной книге. Кроме того, местные органы власти в целях улучшения торгового и бытового обслуживания и защиты прав потребителей издают свои распоряжения, которые потребителю также полезно знать. Например, в Санкт-Петербурге действуют «Дополнения к правилам продажи отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров», утвержденные распоряжением правительства Санкт-Петербурга от 11.04.94 № 331 -р.