Полька

Полька — один из наиболее популярных чешских национальных танцев. Другое название польки — нимра, мадера. Само слово «полька» происходит от «пулка», что по-чешски означает «половина». И действительно, основное движение этого жизнерадостного танца состоит из полушагов, соединенных «приставкой». Быстрая, веселая и свободная полька вместе с вальсом и мазуркой составляет основу популярных бальных танцев XIX века.

Ни один праздник в Чехии не проходит без задорной и веселой польки — кто же усидит дома, когда слышится знакомая музыка! Чешская полька была также излюбленным танцем у венгров, словаков, сербов. В Чехии обычно 40 или 50 пар сходятся вместе: танец открывается одной парой, потом к 11ей присоединяется другая пара, потом третья и т. д. Каждая пара танцует поочередно и под конец танца смешение пар составляет разнообразно-чудесный рисунок.

Из народного чешского танца родилась и бальная полька. Пожалуй, нет больше бального танца, дата рождения которого была бы зафиксирована с такой точностью. Рассказывают, что однажды воскресным днем, в конце лета 1835 года, чешский педагог Неруда увидел в небольшой деревне крестьянскую девушку, которая танцевала, весело напевая. Искренность и мелодичность песни в соединении с задорными движениями очаровали Неруду. Он решил запомнить и ввести этот танец в модные танцевальные салоны. Вначале Неруда показал его в Праге, затем в Вене. Танец покорил всех.

Но Париж был в те времена диктатором танцевальных мод. И еще пять лет бальная полька жила как бы полулегально, пока наконец в 1840 году известный французский педагог танцев Целлариус не решился продемонстрировать ее в модном парижском салоне. Успех был грандиозный. В одном из старинных изданий сообщается: «На другой день парижане сошли с ума: все бросились учиться танцевать польку». Танцмейстеры, еще незнакомые с этим танцем, неожиданно ставшим супермодным, подвергались оскорблениям. Господину Цел-лариусу, владельцу великолепного танцкласса, по его собственному признанию, «богемский народный танец, ловко пущенный в парижское общество, за короткое время принес 30 ООО франков». Так скромный чешский учитель Неруда открыл миру польку.

Впоследствии появились такие разновидности этого танца, как: полька-галоп, котильон, полька-мазурка и другие. Но изначальная полька пережила всех своих наследников.

Полька прочно вошла в танцевальное творчество многих народов. Она видоизменялась, приобретая национальную окраску, но всегда в ней оставалось сочетание подвижности и силы мужского танца с кокетливой грациозностью женского. Существуют полька венгерская, немецкая, финская, шведская, польская и даже бразильская.